Обзор
Почти во всех кампаниях большая часть мира не будет видна на картах. Вместо этого неизведанные земли будут покрыты густым белым туманом, скрывающим от вас территории, которые называются «терра инкогнита» («неисследованная земля»). Ваши армии и флотилии не смогут заходить в области, которые ещё не нанесены на карту, а вы не сможете завязать дипломатические отношения с неизвестными державами или послать купцов в торговые центры, если их ещё нет на ваших картах.
Если вы решите отправиться на поиски приключений в эти новые земли, вам понадобится нанять мореплавателей, которые смогут составить карты неизвестных морей, и первопроходцев для исследования незнакомой местности. Это медленное, а иногда и опасное дело, но потенциальные выгоды, которые вы можете извлечь из создания новой колониальной империи, часто перевешивают все минусы подобных предприятий. После нанесения на карту ещё незаселённой провинции можно послать туда группы людей для основания новой колонии. Они попытаются обосноваться на новом месте и в случае успеха будут отдавать вам небольшую часть местных ресурсов. Но может случиться и так, что колонисты будут окружены враждебными племенами, и вам придётся посылать им на выручку свои войска.
Чем большее количество людей осмелится выехать в колонию, тем быстрее она будет расти, пока не станет настоящим колониальным городом, после чего ей предоставляются все права и преимущества, которыми пользуются другие провинции вашего государства. Колония никогда не станет такой же богатой, как провинции в центре вашей империи, но тем не менее она сможет вносить ощутимый вклад в экономику.
Если вы не хотите или не можете вести исследования сами, просто подождите, пока другие державы сделают это за вас. Разумеется, они получат львиную долю богатств по праву первопроходцев, но в конечном счёте их открытия станут общим достоянием, и тогда вы сможете получить копии их карт.
Исследования
Исследователи и первопроходцы
Любая область мира, которая не отображается на вашей главной карте, считается терра инкогнита и является недосягаемой для ваших армий и флотов. Некоторые места настолько отдалены и суровы, что вы никогда не сможете открыть их. Эти негостеприимные области называются «вечная терра инкогнита». Исследовать их невозможно. Все остальные области просто ещё не отмечены на картах. Они ждут, когда какой-нибудь храбрец из вашей страны доберётся и откроет их. Таких храбрецов называют «исследователи» или «первопроходцы».
Исследователь — это своего рода «суперадмирал», которого вы можете нанять для командования одним из своих флотов. Он не особенно хорош в морских сражениях, но зато обладает уникальной способностью плавать в незнакомых водах и наносить их на карту. Кроме того, он может открыть и отметить на карте случайно встретившийся остров или побережье, мимо которого проплывает.
Первопроходец — это генерал, являющийся «сухопутным» вариантом исследователя. Под его командование можно передать армию и приказать занять и нанести на карту новые территории. Как правило, в бою он не слишком хорош, хотя, вероятно, его войска смогут оказать сопротивление враждебным племенам аборигенов, с которыми столкнутся во время исследований.
Исследователи и первопроходцы очень разборчивы при выборе стран, с которыми они желали бы сотрудничать. Они согласятся работать только с той нацией, которая действительно жаждет открытий. Вы можете добиться этого, приняв в качестве одной из национальных идей «Путешествие в Новый Свет». Если вы не станете развивать эту идею, то никогда не сможете их нанять. Также вы не сможете нанимать исследователей и первопроходцев, если играете с настройкой «Исторические командующие», даже если в вашем государстве будет воспринята идея «Путешествие в Новый Свет».
После того как «Путешествие в Новый Свет» станет вашей национальной идеей, вы можете перейти в окно «Командующие» и нанять исследователя или первопроходца. Для того чтобы нанять одного из них, потребуется определённая сумма денег, зависящая от вашего годового дохода, и один колонист из базы колонистов. Этот колонист олицетворяет несколько сотен мужественных людей, которые готовы рискнуть жизнью и здоровьем ради лучшей доли на новых землях. Если вышеуказанные условия не соблюдаются, кнопки для найма исследователя и первопроходца будут неактивны.
После того как новый командующий будет нанят, ему, конечно, потребуется армия или флот. Исследователь станет адмиралом флота, а первопроходец — генералом армии. После этого запрет на переход в области, которые являются терра инкогнита, снимается.
Поиск провинций
Флот под командованием исследователя подчиняется вашим приказам точно так же, как и любой другой флот. Единственным отличием является то, что теперь вы можете щёлкнуть правой кнопкой по месту, помеченному как терра инкогнита, и флот начнёт разведку незнакомых вод. Этот процесс занимает больше времени, чем обычное передвижение из одной морской области в другую, но после того как перемещение закончится, на главной карте вашей державы появится ещё одна область.
Исследователь способен наносить на карту только морские области. Его нельзя послать в незнакомую провинцию на суше, поскольку это работа для первопроходца, однако существует небольшой шанс, что исследователь сможет открыть и нанести на карту прибрежную провинцию или остров, мимо которого он будет проплывать. Чтобы открыть провинцию на суше, необходимо послать первопроходца.
Армии, которую ведёт первопроходец, можно приказать занять любую неизвестную провинцию. Это также требует намного больше времени, чем при переходе в обычную провинцию, но после окончания перехода вы получите полную карту провинции. Если вы щёлкнете по провинции для перехода к окну «Управление провинцией», то увидите некоторые различия.
Пока провинция не колонизирована, она ничего не приносит ни в торговый центр, ни в экономику какой-либо страны. Вы можете увидеть примерную налоговую ставку для неё и первичный запас ресурсов, но всё это останется невостребованным, пока не будет основана колония. Левую половину окна занимает раздел «Исследования и колонизация», но здесь же можно узнать, проживают ли на территории провинции туземцы. В следующем разделе будут даны сведения о туземцах и элементах управления окна.
При исследовании новых земель может возникнуть следующая ситуация: если провинция, в которую пытается войти ваш первопроходец, уже занята или контролируется другим государством и у вас нет соглашения с этим государством о проходе в провинцию, то переход не будет осуществлён, и армия останется на прежних позициях, но информация о ней добавится на вашу карту. При открытии новых территорий также вполне обычной является ситуация, когда вы обнаруживаете, что провинция уже заселена представителями другой страны, с которой вы ещё не встречались. Это происходит только тогда, когда провинцией владеет уже развитая страна. Присутствие туземцев не помешает вашему движению.
Сухопутные и морские традиции в исследованиях
В исследованиях есть дополнительная выгода: каждая открытая провинция делится с вами своими традициями. При выполнении своих миссий исследователь обогащает ваши морские традиции, а первопроходец — сухопутные. Это один из немногих способов пополнения традиций, когда вы находитесь в состоянии мира и не ведёте ни с кем сражений.
Туземцы
Во многих неколонизированных провинциях проживают племена туземцев. Они представляют собой малочисленные народности с замкнутым образом жизни, которые не настолько велики, как развитые страны («развитые» в том смысле, какой употребляется в игре). При выборе неколонизированной провинции в левой части окна появится раздел «Исследования и колонизация». В центре раздела будет показано количество туземцев (если они есть), проживающих здесь, а также их агрессивность и свирепость.
Агрессивность племени указывает, насколько враждебны будут туземцы к любым чужакам, появившимся на их землях. Степень враждебности может находиться в пределах от 0 до 10. Низкое значение показателя означает, что племя, скорее всего, оставит пришельцев в покое. Высокие значения говорят о том, что племя соберёт небольшую армию и попытается силой изгнать вас из провинции. Если они предпримут такую попытку, то в армию войдёт всё население, численность которого указана в этом окне.
Аналогично свирепость туземцев указывает, насколько мужественно они будут сражаться, прежде чем сбегут. Свирепость используется для определения боевого духа армии туземцев, если они попытаются напасть на вас. Вы можете управлять сражением между вашей армией и армией туземцев так же, как и обычным сражением между регулярными войсками, но если армия туземцев будет разбита, то её остатки скроются в укромных уголках провинции. Число туземцев, погибших во время сражений, будет вычитаться из общего количества туземцев, населяющих провинцию. Численность коренного населения будет медленно восстанавливаться, так же как и в случае, когда войска получают подкрепления. Скорость восстановления определяется численностью населения провинции.
Не только присутствие вражеской армии может спровоцировать туземные племена на нападение. Если вы пытаетесь основать и затем расширить колонию в провинции, туземцев может возмутить ваше вторжение, и они попытаются свести на нет все ваши усилия. Во избежание подобных эксцессов вам нужно либо разместить в провинции армию, чтобы она пресекала все попытки нападения туземцев, либо попытаться напасть самому и разбить их.
Нападение на туземцев
Если вы хотите окончательно избавиться от туземных племён, в провинции нужно развернуть большую армию, дождаться, когда аборигены нападут на неё, и в сражении попытаться убить всех туземцев. Если численность туземного населения в провинции равна нулю, восстановления племени не произойдёт. Ожидание может быть очень долгим и раздражающим, что, возможно, приведёт к дополнительным потерям в ваших войсках.
К счастью, существует и другой способ решения проблемы: вы можете напасть сами. При выборе армии, которая находится в провинции, заселённой туземцами, в нижней части списка полков появится золотистая кнопка, позволяющая вам начать атаку. Нажмите кнопку «Атака туземцев», чтобы начать сражение. Возможно, в первой битве вам не удастся уничтожить всех туземцев, но после серии атак вы, в конце концов, сумеете истребить всех.
Если туземцы не слишком агрессивны, то разумнее будет сосуществовать с ними в мире, поскольку они станут частью населения провинции, когда она обретёт статус колониального города. Это поможет сделать вашу колонию богаче и увеличит её производственные возможности за более короткий промежуток времени.
Колонии
Незанятая провинция может стать подходящим местом для того, чтобы попытаться расширить свою колониальную империю. Этот процесс состоит из нескольких этапов. Вначале вам потребуется создать своего рода плацдарм, заселяя провинцию колонистами. Продолжайте посылать колонистов, чтобы увеличить размер своих владений. В конечном итоге размер колонии станет достаточным, чтобы она превратилась в полноценный колониальный город и приобрела статус развитой провинции вашей империи.
Основание колонии
Как уже упоминалось выше, при щелчке по провинции, которую можно колонизировать, в левой части окна «Управление провинцией» появляется раздел «Исследования и колонизация». В верхней части раздела показаны время и ресурсы, которые требуются для основания новой колонии, а также вероятность того, что ваше начинание окажется успешным. Внизу находится кнопка «Отправить». Если в базе колонистов есть хотя бы один колонист и в казне достаточно денег, кнопка будет подсвечена золотым цветом, подсказывая, что можно отправить колониста для основания колонии.
Стоимость и время колонизации обычно зависят от расстояния между указанной колонией и вашей столицей. Шансы на успех определяются наличием в провинции туземцев, расстоянием от столицы и, что важнее всего, усилиями, которые вы будете прилагать для развития колонии. Сосредоточив свои усилия на образовании и развитии небольшого числа колоний, вы добьётесь гораздо более высокой вероятности процветания, чем пытаясь одновременно колонизировать большое количество провинций.
Существуют и другие факторы, которые влияют на стоимость и вероятность успеха, например некоторые национальные идеи, государственный строй, религия, инфляция и внутренняя политика.
Также на возможность основания колонии влияет такой фактор, как «колониальная дистанция». Колониальная дистанция — это расстояние между провинцией, в которой вы хотите основать колонию, и ближайшим к ней вашим неблокированным портом. Если это расстояние будет больше определённого значения, основать колонию вы не сможете. Максимальная колониальная дистанция вашей державы зависит от вашей морской технологии, а также от наличия идеи «Путешествие в Новый Свет». Кроме того, чтобы основать колонию в провинции, не имеющей выхода к морю, необходимо, чтобы в соседней с ней провинции был принадлежащий вам город.
Расширение колонии
После отсылки первого колониста вам придётся подождать, чтобы узнать, добился ли он успеха. Вы увидите маленький караван, шествующий по главной карте к пункту назначения (между прочим, способный ходить и по воде). Когда колонист прибудет в провинцию, он попытается основать колонию. Если он потерпит неудачу, вы всегда сможете предпринять ещё одну попытку. Вероятность успеха, как правило, возрастает при каждой последующей попытке. Создав основной плацдарм, ваша страна объявит провинцию своей, после чего в казну потечёт тоненький ручеек первых доходов от колонии. Больше никакая страна не сможет послать колонистов, чтобы отобрать у вас провинцию.
Расширяя колонию, вы увеличиваете получаемый от неё доход и приближаете момент, когда она сможет стать колониальным городом. Для расширения колонии воспользуйтесь тем же разделом «Исследования и колонизация», в который вы заходили, когда основывали колонию. Шансы на расширение колонии ощутимо выше, чем шансы на её основание, поскольку теперь первопоселенцы будут помогать вновь прибывшим обжиться.
С ростом населения будут расти доходы с налогов и торговли, которые вы получаете от колонии. Пока провинция будет находиться во враждебном окружении, население будет увеличиваться медленно, только за счёт собственного прироста. Прирост будет выше, если в вашей стране удерживается положительный уровень национальной стабильности. Присутствие агрессивных племён будет тормозить развитие провинции. Каждое проявление агрессивности будет уменьшать прирост на 1% и может привести даже к падению численности населения. Аналогичным образом неблагоприятный климат может привести к застою или падению численности населения.
В конечном итоге, принимая новых колонистов или путём естественного прироста, колония достигнет порога в 1000 обитателей, что позволит ей получить статус развитого города. Когда это случится, в окне «Управление провинцией» появятся новые элементы управления, с помощью которых вы сможете внедрять улучшения, нанимать полки из местных жителей и, возможно, строить суда. Колония превратится в колониальный город, и оставшиеся в провинции туземцы, скорее всего, захотят стать гражданами вашей страны.
Колониальный город немедленно примет государственные устои и религию вашей страны. По истечении небольшого периода времени он сможет стать одной из ваших коренных провинций, если ещё не является таковой.
Ограничения для колоний
Колонии и провинции, находящиеся за морями, будут приносить меньше доходов, чем провинции, непосредственно примыкающие к вашей столице. Постройка судов или наём новых полков будут происходить ощутимо дольше. Также вам дольше придётся искать солдат, подходящих для несения гарнизонной службы в крепостях, которые вы будете строить. Если вы захватываете вражескую колониальную провинцию и желаете обратить её в свою религию, то стоимость отправки миссионера будет гораздо выше, чем в обычном случае.
Завоевание колоний
Пока колония не станет полноценным колониальным городом, она будет крайне уязвимой для вражеских атак. Находясь с кем-либо в состоянии войны, вы можете отправить армию к вражеской колонии, приказав своим войскам стереть колонию с лица земли или захватить её. Это можно сделать, щёлкнув по одной из кнопок «Сжечь колонию» или «Захватить колонию», которые появятся под списком полков в окне «Описание армии».
Сжигая колонию, вы полностью уничтожаете её и делаете провинцию необитаемой. Разумеется, позже вы можете послать туда колонистов для создания собственного поселения. При желании можно приказать армии захватить колонию, которая после захвата немедленно перейдёт во владение вашей державы. Это единственный случай, когда государственная принадлежность провинции может измениться во время войны, исключая мирный договор. После этого можно расширять колонию, как обычно, хотя могут возникать некоторые трудности, пока колония не превратится в полноценный колониальный город.
Приобретение карт у других народов
Если вы не хотите принимать в качестве национальной идеи «Путешествие в Новый Свет», то у вас будет другая возможность получить карты отдалённых земель. Нужно просто проявить терпение и подождать, пока другая держава разведает эти земли. После того как новая провинция будет нанесена на карту, наступит период в несколько лет, когда единственной обладательницей карты будет держава, открывшая провинцию. В конце концов вести о провинции распространятся в мировом сообществе, и через несколько десятилетий провинция появится на картах у большинства стран.
Этот процесс обычно происходит между странами, которые взаимодействуют друг с другом на регулярной основе, и изменяется в зависимости от ваших отношений, религий, культур и многих других факторов. Маловероятно, что совершенно несхожие нации будут делиться друг с другом какими-либо важными знаниями. Остановить распространение картографических сведений невозможно, поэтому, если вы открыли «ничью» провинцию, которая соответствует вашим ожиданиям, старайтесь колонизировать её как можно быстрее.
The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». Portions are © by Paradox Interactive, used under license. All rights reserved. Print version.