Если вы отдаёте боевой единице приказ передислоцироваться в провинцию, занятую войсками противника, вы тем самым приказываете войскам вступить в бой.
Существует более точный способ отдавать приказы наземным войскам. Выберите боевую единицу или группу боевых единиц, нажмите и держите клавишу Ctrl на клавиатуре и щёлкните правой кнопкой мыши по провинции, в которую вы хотите ввести войска или которую хотите атаковать. Появится окно приказов.
Разумеется, вы можете отдать простой приказ атаковать провинцию, но он ничем не отличается от обычного введения войск с последующей атакой. Окно приказов предоставляет вам больший простор для стратегических действий. Например, вы можете отдать войскам приказ поддержать атаку, осуществляемую другой дивизией, или приказать им воспользоваться железнодорожным транспортом.
Приказ поддержать атаку другого отряда позволит выбранному отряду принять участие в сражении, однако после него отряд останется в той же провинции, где и был — он не займёт атакуемую провинцию, даже когда противник из неё выйдет. Обыкновенно такой приказ отдают, чтобы избежать проблем со снабжением или для того, чтобы не распылять силы, иначе наступающая армия может попасть в окружение.
В игре «День Победы III» считается, что каждая дивизия контролирует определённую территорию вокруг себя. Взятые вместе зоны контроля разных отрядов составляют линию фронта, вдоль которой и происходят бои.
Граница каждой провинции поделена на 10 квадратов. Когда начинается бой, силы обороняющихся случайным образом распределяются вдоль этой границы, по одной бригаде на квадрат. Если атака ведётся по нескольким направлениям, считается, что граница провинции поделена на квадраты с каждой стороны: линия фронта становится шире и позволяет большему количеству дивизий участвовать в сражении.
Во время боя армия разделяется на две части. Поскольку количество войск, которые могут находиться на линии фронта единовременно, ограничено, только часть войск будет участвовать в сражении. Все остальные дивизии будут ждать в резерве.
Обратите внимание, что каждая бригада, находящаяся в резерве или на передовой, даёт штраф к эффективности в атаке и обороне, поскольку координировать действия такого количества подразделений очень непросто. Военачальники с высоким показателем лидерства могут нейтрализовать этот негативный эффект.
Как правило, каждая дивизия состоит из трёх или четырёх бригад, которые и занимают квадраты линии фронта. Прочие дивизии будут помещены в резерв. Обычно трёх дивизий достаточно, чтобы полностью перекрыть линию фронта одной провинции, если в каждой из дивизий не менее трёх или четырёх бригад.
Также резервными считаются подразделения, которые по той или иной причине не принимают участия в бою. Резервные отряды в случае чего могут быть отправлены на передовую, чтобы закрыть появившуюся брешь или отбросить прорвавшегося за линию фронта противника.
Находящиеся в резерве дивизии не принимают участия в сражении, если только их не выдвинут на передовую в ходе боя. Когда потери или прочие обстоятельства приводят к появлению на линии фронта свободного квадрата, в него выдвигается одна из дивизий, случайным образом выбранная из числа резервных.
Обратите внимание на то, что может возникнуть ситуация, когда подразделения передовой проиграют битву до того, как в сражение успеют вступить резервы. Если передовые отряды сломлены и отступают, находящиеся в резерве войска также вынуждены отступать, даже если они могли бы принять участие в столкновении.
Все наземные войска имеют определённые параметры, которые определяют их эффективность в бою. Вот краткое описание этих параметров.
Сила — количество солдат в отряде. Обратите внимание: если отряд страдает от истощения, плохой погоды и так далее, его боеспособность снижается. В этом случае сила отряда показывает количество солдат в отряде и его фактическую боеспособность в процентах от максимальной.
Организованность — способность отряда вести боевые действия. Плохо организованный отряд может побежать или отступить из боя, даже если его Сила сравнительно высока.
Эффективность — при вычислении эффективности отряда в расчёт принимаются два показателя: эффективность в атаке и эффективность в обороне. Обратите внимание на то, что модификатор эффективности отряда отображается на панели отряда и не имеет ничего общего с такими модификаторами, как штрафы за погоду и плюсы за опытность, лидерство и так далее.
Ширина фронта — место, которое подразделение занимает на линии фронта. Научные разработки уменьшают этот показатель, позволяя повысить плотность огня в бою.
Противопехотная атака — эффективность подразделения в сражении с пехотой.
Противотанковая атака — эффективность подразделения в сражении с бронетехникой.
Противовоздушная атака — эффективность подразделения в противодействии авиации.
Защищённость — способность подразделения избежать потерь во время атаки наземных войск.
Стойкость — способность отряда избежать потерь от заградительного огня при атаке наземных войск противника.
Подавление — эффективность, с которой отряд противодействует активности партизан и повстанцев в регионе.
Доля пехоты — соотношение людей и боевой техники, используемое при расчёте исхода боя.
Когда организованность отряда падает до нуля, он пытается отступить из боя. Обратите внимание, что это организованное отступление, а не паническое бегство. Это означает, что находящийся в резерве отряд может занять его место.
И сила, и организованность в бою рассчитываются для дивизии в целом, в то время как понесённые потери распределяются между отдельными бригадами. Иначе говоря, бригада не может отступить, побежать или выполнить другое аналогичное действие отдельно от дивизии.
Некоторые люди предпочитают изучать механику игры, другим она может быть совершенно неинтересна. Эта глава предназначена для тех, кто предпочитает точно знать, что именно происходит «за кулисами» стратегических сражений.
Один раунд сражения продолжается один час. Каждый раунд разделён на несколько фаз. Первой идёт фаза стрельбы, во время которой войска несут потери. Последующие фазы определяются рядом факторов и не имеют непосредственного отношения к ходу битвы.
На исход боя влияют следующие показатели боевой единицы: противопехотная атака, противотанковая атака, доля пехоты, защищённость, стойкость и сила подразделения, а также два модификатора (эффективность в атаке и эффективность в обороне), которые меняются в зависимости от лидерства, погоды, особенностей рельефа и так далее. Вы можете увидеть, какие именно модификаторы влияют на исход боя, наведя курсор на значок подразделения на панели сражения. Модификатор эффективности в атаке применяется к показателям противопехотной атаки и противотанковой атаки. Модификатор эффективности в обороне применяется к показателям защищённости и стойкости отряда.
Обратите внимание, что в сражении могут участвовать две дивизии или две бригады. Если только бригада не выведена из состава дивизии, она игнорируется как отдельная боевая единица и рассматривается лишь как часть дивизии.
В бою участвуют только дивизии, находящиеся на линии фронта (то есть, резервные дивизии в бою не участвуют).
В зависимости от того, какая сторона выступает агрессором, дивизии считаются нападающими или обороняющимися. Нападающие показаны с левой стороны панели боя, обороняющиеся — справа. Находящиеся в резерве войска могут принять участие в бою, заменив собой войска на линии фронта в ходе сражения. Во время фазы стрельбы противники обмениваются выстрелами, точное количества которых может варьироваться и зависит от того, какие именно войска вступили в бой. Фаза стрельбы продолжается до тех пор, пока у обеих сторон не кончится часовой лимит выстрелов.
Количество выстрелов дивизии зависит в первую очередь от её показателей противопехотной атаки и противотанковой атаки, которые модифицируются боевой эффективностью отряда. Кроме того, на этот показатель влияет незначительный случайный фактор.
Каждый раунд боя дивизия случайным образом выбирает вражескую дивизию, по которой она будет вести огонь. Затем она определяет, будет ли она вести огонь по людям или по боевой технике, используя для расчётов показатель доли пехоты отряда противника. Например, дивизия, которая стреляет по пехотной дивизии с долей пехоты 70%, будет вести огонь по людям с 70% вероятностью. После этого дивизия открывает огонь, если только ей не приказано прекратить огонь.
Количество выстрелов у каждой дивизии зависит от показателя противопехотной или противотанковой атаки, на который влияет показатель боевой эффективности отряда в зависимости от того, ведёт ли дивизия огонь по людям или по боевой технике. Для определения показателя боевой эффективности нападающие используют показатель эффективности в атаке, а защищающиеся — показатель эффективности в обороне. Если значение атаки дивизии (модифицированное показателем эффективности атаки) больше показателя выстрела, она открывает огонь. Например, если модифицированный показатель противотанковой атаки дивизии составляет 7,8, а показатель выстрела равен 5, то она открывает огонь, так как значения округляются вниз. Если бы показатель выстрела был равен 8, дивизия не смогла бы вести огонь в этой фазе. Обратите внимание, что если дивизия вынуждена бездействовать, потому что её показатель атаки оказался меньше необходимого показателя выстрела, она может открыть огонь в другом раунде. Например, дивизия, чей показатель противотанковой атаки равен 2, будет бездействовать в бою с бронетанковой дивизией, чей показатель выстрела равен 3, но откроет огонь по пехотной дивизии, поскольку её показатель противопехотной атаки равен 6, а показатель выстрела по пехоте равняется 6,2.
После того как количество выстрелов в раунде было определено, отряды открывают огонь друг по другу. Участвующие в бою дивизии могут избежать потерь: так, обороняющаяся сторона использует для этого свой показатель защищённости, модифицированный показателем эффективности в обороне. Атакующая сторона использует для этого свой показатель стойкости, также модифицированный показателем эффективности в обороне. Сопоставляемые значения защищённости или стойкости определяют, какое количество выстрелов противника не нанесёт дивизии вреда в фазе стрельбы этого раунда боя. Например, если показатель защищённости обороняющейся дивизии равен 6,3, она без потерь выдерживает следующие шесть попаданий, но все дальнейшие наносят ей урон.
Из всего сказанного следует, что главнокомандующему следует избегать сражений, в которых противник имеет большее количество дивизий на линии фронта, чем он сам, равно как и сражений с войсками, чьи показатели противопехотной и противотанковой атаки сильно превышают показатели защищённости и стойкости его войск. Такая ситуация особенно неблагоприятна, поскольку почти все удары противника будут достигать цели, и в ходе сражения положение будет только ухудшаться.
Любая дивизия, попавшая под обстрел противника во время фазы стрельбы, несёт потери. Организованность отряда падает, и вместе с этим может упасть его сила. Количество потерь зависит от показателя противопехотной или противотанковой атаки противника, модифицированного с учётом силы ведущего огонь отряда. Таким образом, отряд, сила которого составляет 50% от максимальной, наносит только половину повреждений.
Когда итог сражения подведён, начинается небоевая фаза. Во время этой фазы исполняются тактические манёвры и случаются (или не случаются) все прочие события, которые могут оказать влияние на исход битвы.
Каждый раунд существует вероятность, что одна из участвующих в сражении дивизий бежит с поля боя. Эта вероятность значительно возрастает, если сила или организованность отряда падает ниже критического значения или если в отряде погибла большая часть офицеров. Вероятность бегства понижается, если отрядом командует военачальник с высоким показателем лидерства или если отряд состоит из ветеранов, но у любой дивизии есть предел, после которого она бежит.
Выжившие после бегства автоматически отступают в столицу государства, где дивизию можно будет восстановить. Скорость восстановления зависит от количества доступных вам людских ресурсов, причём силу отряда можно восстановить только за счёт новых подкреплений. Дивизия сохранит часть накопленного ранее опыта, пропорциональную количеству выживших после бегства. Если побежавший отряд был отрезан от линий снабжения, он сдаётся и более не принимает участия в боевых действиях.
Особенно неудачное бегство одного отряда может привести к полной неразберихе в рядах, и может случиться так, что отступит вся армия, включая войска, находящиеся в резерве.
Каждый раунд существует вероятность, что атакующие войска перейдут в решительное наступление. Это происходит, когда защитник несёт тяжёлые потери и вынужден отступить. Если наступление оказывается успешным, то инфраструктура и укрепления провинции, ставшей полем битвы, наверняка пострадают.
Если в конце раунда на линии фронта появляется свободный квадрат (занимающая его дивизия была уничтожена, отступила или бежала из боя), одна из находящихся в резерве дивизий может занять освободившееся место, тем самым укрепив или даже расширив линию фронта. С большой долей вероятности резервные дивизии не сумеют одновременно выдвинутся вперёд.
И нападающие, и обороняющиеся могут прибегнуть к тактическим манёврам, чтобы получить преимущество в сражении. Доступность манёвров определяется доктриной, которой придерживаются ваши военачальники.
Обратите внимание, что эффективность этих манёвров может изменяться по мере выхода патчей к игре.
Штурм — нападающие наносят обороняющимся дополнительный урон.
Окружение — ширина фронта увеличивается примерно в полтора раза, что позволяет большему количеству отрядов с обеих сторон принять участие в сражении.
Сдерживание — обороняющиеся не позволяют нападающим продвинуться и закрепиться на новых позициях.
Неожиданная атака — обороняющиеся наносят нападающим меньший урон.
Контратака — обороняющиеся наносят нападающим дополнительный урон.
Тактическое отступление — ширина фронта уменьшается примерно наполовину, что позволяет обороняющимся нейтрализовать численное превосходство нападающих.
Натиск — нападающие продвигаются вперёд, закрепляются на новых позициях и теснят обороняющихся.
Засада — обороняющиеся заманивают нападающих в невыгодную позицию и вынуждают их наносить меньший урон.
В большинстве игр атака с фланга обычно оказывается более успешной, так как даёт дополнительные штрафы обороняющимся. В реальной жизни это случается крайне редко, поскольку штабные офицеры почти всегда готовы к подобному развитию событий и заранее принимают меры против окружения. В игре «День Победы III« атака с фланга расширяет линию фронта, позволяя большему количеству отрядов принять участие в сражении с обеих сторон. Впрочем, воевать на два фронта труднее, чем просто обороняться, и поэтому защитники всё-таки получают некоторый штраф.
Если с фланга оказались атакованы нападающие (например, в результате контратаки обороняющихся), события могут развиваться по-разному, но в любом случае обороняющие получают преимущество и могут ввести в бой дополнительные войска из резерва.
В том случае, если бой за провинцию идёт на нескольких фронтах, поражение на одном из них приводит к поражению на всех фронтах.
Чем дольше идёт сражение, тем сильнее становится влияние сопутствующих факторов. Дивизии несут потери, их боевая эффективность снижается. Подразделения могут быть вынуждены отступить по ряду самых разных причин, от низкой организованности до смерти командующего офицера.
Бой заканчивается, когда одна из сторон отступает с линии фронта: добровольно, или когда у неё не остаётся боеспособных дивизий. Сторона, у которой не осталось боеспособных подразделений на линии фронта, считается потерпевшей поражение, даже если у неё всё ещё остаются отряды в резерве: они не успели вовремя выйти на передовую.
Потерпевшая поражение армия не просто отступает в соседнюю провинцию: в игре «День Победы III» отступление влечёт за собой более серьёзные последствия. Обратите внимание на то, что в случае поражения отступает не вся армия, а её отдельные дивизии. Каждый раунд боя подразделение отступает на определённое расстояние. Противник преследует его, пытаясь вытеснить отступающих защитников из провинции. Чтобы получить контроль над провинцией, обороняющегося необходимо полностью вытеснить за её пределы.
Подразделение, организация которого падает до нуля, отступает. Если отряд страдает от недостатка офицерских кадров, он может начать отступление ещё раньше.
По очевидным причинам отступающий отряд не может перейти в наступление и не принимает участие в дальнейшем сражении.
Если бой затягивается, возрастает вероятность того, что одна из сторон сломит сопротивление противника и перейдёт в решительное наступление. Сражение, в котором нападающие быстро подавили сопротивление обороняющихся, не нанесёт инфраструктуре региона значительного ущерба, но затяжной бой может разрушить её почти полностью. Поскольку дороги также считаются частью инфраструктуры, это замедляет наступление и мешает продвижению нападающих.
Отряд, удерживающий форт или крепость, никогда не отступает. Вместо этого укрепление теряет один уровень фортификации, и бой продолжается. Если войска обороняющихся снова потерпят поражение, укрепление продолжит терять уровни фортификации до тех пор, пока не будет уничтожено. После этого обороняющиеся отступают как обычно.
Когда ваши дивизии несут потери, часть этих потерь приходится на офицерский состав. Убитые офицеры будут замещены из национального резерва (они перечислены на панели информации в верхней части главного экрана игры). Если в стране возникает дефицит офицерского состава, это отрицательно сказывается на организации и боеспособности войск.
Принимающий участие в боях отряд набирает опыт, который помогает ему в дальнейшем. Отряд, состоящий из ветеранов, получает положительные модификаторы к своей боевой эффективности. Если отряд несёт потери, он может потерять опыт (так как опытных солдат замещают неопытные новобранцы).
Обратите внимание на то, что командующие войсками и военачальники также набирают опыт, однако в их случае он рассчитывается по-другому и приносит другие плоды.
Как и любая боевая единица, дивизии постепенно восстанавливают свою боеспособность, оправляясь после потерь, понесённых в сражении. Если отряд не испытывает перебоев со снабжением, он восстанавливает организацию со скоростью, определяемой показателем скорости ремонта. Подразделение восстанавливает силу, получая подкрепления. Для этого государство должно направить часть своих ресурсов на восполнение потерь (см. окно промышленности). Кроме того, отряд не должен находиться в списке дивизий, которым подкрепления не выделяются.
The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». © 2009 Snowball Studios, 1C company, Paradox Interactive. All rights reserved. Print version.