Одним из наиболее заметных упущений «Древнего Рима» было отсутствие Сената — всё-таки игра посвящена золотому веку Римской Республики. В новом дополнении этот недостаток был исправлен. Теперь у каждой республиканской формы правления есть свой Сенат.
В сенате служат 99 сенаторов. Каждый сенатор принадлежит к одной из пяти партий: военной, торговой, гражданской, религиозной или популистской. В окне Сената игрок видит, сколько сенаторов поддерживает ту или иную партию, кто является лидером партии, а также трех наиболее вероятных кандидатов на победу при следующих выборах правителя.
Каждый пришедший к власти в республике правитель принадлежит какой-либо партии. В зависимости от этого страна получает определенный бонус:
Партия правителя | Эффект для страны |
---|---|
Военная | +0,5 боевого дух армии, +33% организации армии |
Торговая | +20% дохода от торговли, +25% шансов на успех дипломатических миссий |
Религиозная | -25% стоимости стабильности, +10% шансов на благоприятное знамение |
Гражданская | -25% стоимости строительства, -25% времени строительства, +25% дохода от налогов |
Популистская | +1 риска восстания, +25% стоимости стабильности |
Как видно, только правитель от популистской партии не дает стране бонусов в развитии. К тому же, если в Сенате большинство мест принадлежит популистам, а нынешний правитель не разделяет их взгляды, те вполне могут начать гражданскую войну.
В начале игры количество сенаторов от каждой партии примерно одинаково (по 20 у четырех основных партий и 19 у популистов). Со временем, естественно, партийный состав Сената меняется. Кто-то умирает (и на его место приходит другой персонаж), а кто-то переходит в другую партию. Каждый персонаж в республике обязательно входит в одну из партий, но его политические убеждения со временем могут измениться. Все зависит от текущей политической ситуации. Например, длительный период мира усиливает военную партию, тогда как отсутствие знамений — религиозную. Наведя курсор мыши на значок сенаторов, вы увидите всплывающую подсказку о том, какие факторы в данный момент определяют их политические убеждения.
Кроме ситуации в стране, влияние на Сенат оказывают и наиболее значительные люди в стране. К ним относятся:
Таким образом, назначение на должности магистратов и цензоров членов партии, которой вы симпатизируете, повысит влияние этой партии в Сенате, что, вполне возможно, вскоре приведет ее к власти (или поможет удержать власть).
Как уже было сказано, в окне Сената показаны три наиболее вероятных кандидата на победу на следующих выборах правителя. Наведя мышку на их портрет, вы узнаете, какой поддержкой в Сенате они пользуются. Как правило, сенаторы голосуют за членов своей партии, поэтому чем большей поддержкой пользуется партия в Сенате, тем вероятнее победа ее кандидата на следующих выборах. Получить поддержку сенаторов из другой партии можно, но это под силу только очень популярным персонажам из очень влиятельных семей.
В окне Сената, кроме того, можно назначить на должность двух цензоров (в греческих государствах цензору соответствует фесмофет, в Карфагене — старейшина). Этот пост столь престижен, что на него можно назначить только бывших правителей или магистратов. Личное обаяние цензоров влияет на состав Сената, тогда как уровень их мастерства — на стоимость стабильности и рост населения.
Недаром республика носит свое название: власть в ней принадлежит народу: ну, или некоторым его представителям. Сенат столь могущественен, что без его одобрения невозможно предпринимать никакие дипломатические действия. Одобрение или неодобрение Сената определяется простым большинством голосов сенаторов. Если со внесенным предложением согласно менее 40 сенаторов, то при всем желании осуществить задуманное вам не удастся. Если число согласных колеблется между 40 и 60, то правитель потеряет часть своей популярности, но сможет сделать, что считает нужным. При поддержке более 60 сенаторов он воплотит задуманное без противодействия сената.
Поддержка сенаторов зависит от множества факторов. В первую очередь, от популярности правителя, партийного мнения и связей правителя с партией.
В правой части окна Сената вы видите список доступных для принятия и список уже принятых законов. Законы — нововведение «Золотого века». Во многом они подобны национальным решениям из «Европы III. Византия». Принятые законы оказывают постоянное влияние на один или несколько аспектов игры. Например, закон о браках снижает на 0,5% риск восстания во всех провинциях державы, тогда как закон о дурных предзнаменованиях повышает шансы на успех предзнаменований, сокращая при этом мощь знамений.
Список доступных законов зависит от формы правления державы: монархия это, республика или племя. В монархиях значительная часть законов посвящена порядку наследования (тому, по каким правилам определяется следующий правитель), в республиках — борьбе с коррупцией, в племенных федерациях — вопросам чести и доблести.
Принятие закона зависит от ряда условий. Введение закона в большинстве случаев снижает стабильность вашей державы. Законы можно отменить — но для этого опять-таки необходимо соблюсти определенные условия. Так, закон о поощрении мелких землевладельцев можно ввести, если стабильность державы больше или равна -2, а максимальное число рекрутов не превышает 20 тысяч; тогда как для отмены этого закона требуются стабильность не выше -3 и максимум рекрутов, превышающий 80 тысяч.
В монархиях нет Сената, власть в них принадлежит одному человеку. Тем не менее, разработчики решили не лишать играющих за монархические государства дополнительных возможностей и потому ввели Совет при монархе.
Каждый Совет состоит из девяти чиновников, наиболее приближенных к царю. К ним принадлежат пять магистратов и четыре советника: премьер-министр (правая рука монарха), советник по иностранным делам, советник по финансам, советник по внутренним делам. Названия должностей советников, как и магистратов, зависят от культуры державы.
Советники, в зависимости от своих способностей, оказывают влияние на множество аспектов внутренней или внешней политики державы. Так, советник по финансам за каждый уровень своего мастерства увеличивает на 2,5% доход от торговли, а на 1,25% — доход от налогов, тогда как советник по внутренним делам снижает риск восстания и стоимость стабильности, увеличивая прирост населения. Если на посты советников подобраны достойные люди, то эффект от их деятельности может быть довольно значительным.
В окне правительства в монархическом государстве под портретом каждого придворного находится меньший по размеру портрет. Здесь показан предпочитаемый данным придворным наследник. Если большинство придворных начнет поддерживать не законного, выбранного монархом наследника, а другого кандидата на престол, то тот наверняка развяжет гражданскую войну, опираясь на поддержку при дворе.
Учитывая, какие изменения коснулись республик и монархий, со стороны разработчиков было бы нечестно не реформировать племенные формы правления. Здесь игрок имеет дело не с Сенатом или Советом, а с главами крупнейших, наиболее влиятельных кланов племени. Вожди кланов преследуют собственные интересы и, в целом, создают довольно много проблем.
В окне правительства вы найдете главу племени, его супругу, трех потенциальных наследников и пятерых вождей кланов.
The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». Portions are © by Paradox Interactive, used under license. All rights reserved. Print version.