Граф на безбожных негров посмотрел
И видит, что они чернил черней.
Лишь цвет зубов у басурманов бел.
Роланд сказал: «Бароны, верьте мне,
Мы все до одного поляжем здесь.
Французы, бейте нехристей смелей».
«Трус, кто отстанет!» — молвил Оливье
И ринулся врагам наперерез.
«Песнь о Роланде»
Коль скоро вы решили побороться за славу и богатство, то будьте готовы к многочисленным сражениям. Они требуют солидной подготовки, и вы должны быть уверены как в своих боевых навыках, так и в силе своего отряда.
К каждому типу оружия относится несколько однотипных предметов, которыми вы сможете пользоваться, если вы умеете обращаться с этим типом в целом. Какую категорию оружия выбрать, решать только вам, но некоторые предметы требуют особого обращения.
![]() | Одноручное оружие. Такой тип оружия держит идеальный баланс между сильными ударами и солидной скоростью атаки, а кроме этого позволяет брать в другую руку щит. У некоторых одноручных орудий очень малый радиус действия, например у кинжалов и топориков. Размер такого оружия практически не позволяет парировать вражеские атаки. |
![]() | Двуручное оружие. У него больший радиус действия, и оно наносит больше урона. Такое оружие предназначено больше для атаки, чем для защиты: врага можно убить с одного-двух ударов, но за это придётся отказаться от щита. Самое примечательное двуручное оружие — это полуторный меч. Вы можете взять его двумя руками и атаковать быстрее или же переложить в одну руку, а в другую взять щит. Однако если вы держите двуручное оружие одной рукой, наносимый вами урон снизится на 35%. То же самое произойдёт при использовании двуручного оружия в верховом бою, потому что в этом случае вам тоже придётся держать его одной рукой. |
![]() | Древковое оружие. Это очень длинное оружие, которое даёт владельцу преимущество перед врагом, чьё оружие имеет малый радиус действия. Некоторые виды древкового оружия нужно держать обеими руками. Как и в случае с двуручными клинками, использование древкового оружия одной рукой снизит наносимый урон на 35%. |
![]() | Луки. Лук позволяет поразить цель с гораздо большей дистанции, чем метательное оружие. Скорость стрельбы из лука намного больше, чем из арбалета, а если вы ещё и разовьёте умение «Мощный выстрел» и навык обращения с луками, то по наносимому урону не будете уступать умелому арбалетчику. Хорошие луки можно использовать, только если у вас есть некоторый уровень навыка «Мощный выстрел». |
![]() | Арбалеты. Арбалет позволяет не слишком умелому стрелку как следует целиться, не изнуряя себя долгими тренировками. Это идеальное оружие для тех, кто предпочитает вести бой на расстоянии, но не хочет тратить очки умений и время на обучение лучной стрельбе. Арбалет нужно вручную перезаряжать после каждого выстрела: для этого достаточно нажать кнопку атаки второй раз. Во время перезарядки вы должны стоять на месте, иначе она будет прервана. Большинство арбалетов нельзя перезаряжать, сидя верхом. |
![]() | Метательное оружие. Оно уникально в своём роде, потому что позволяет вести бой на расстоянии и в то же время держать щит. Держать метательное оружие нужно одной рукой, и оно наносит довольно серьёзный урон, однако радиус его действия ниже, чем у лука или арбалета. |
Увидел граф — Турпен повержен наземь,
Из тела внутренности выпадают,
Сочится мозг, течёт на лоб из раны,
А на груди, промеж ключиц прелата,
Белеют руки, сложены крест-накрест.
«Песнь о Роланде»
Ранения бывают трёх типов:
Если вы включили настройку «Показывать урон», то при каждом ударе вам будет показываться нанесённый или полученный вами урон, что может оказаться весьма полезным на тренировках.
Количество наносимого и получаемого вами урона зависит от нескольких факторов. Прежде всего, конечно, от показателя урона вашего оружия — он варьируется от половинного до максимального. Например, если дубина наносит 20 единиц урона, это значит, что при каждом ударе она будет наносить от 10 до 20 единиц. Если вы хорошо владеете этим оружием, то урон будет ближе к максимальному. Также наносимый урон увеличивается за счёт других ваших навыков: «Мощный удар» влияет на оружие ближнего боя, а «Мощный выстрел / бросок» — на оружие дальнего действия.
В игре «Mount & Blade. Эпоха турниров» используется физическая модель, которая при расчёте повреждений учитывает скорость вашего оружия и сторону, в которую оно направлено. Результат этих расчётов будет обозначен как «дополнительная скорость». Если вы двигаетесь влево относительно врага, то нанесёте больше урона ударом справа налево. Большинство типов оружия будут наносить больше урона на средней стадии удара: например, копьё лучше пронзает врага не при первом уколе, а если вы приложите некоторое усилие. Ваша дополнительная скорость может быть положительной (тогда урон увеличится) или отрицательный (тогда урон уменьшится), она может удвоить урон от вашего удара или свести его на нет.
Дополнительная скорость крайне важна для оружия дальнего боя. За время полёта боеприпас теряет начальную скорость. Если же вы метнёте топор, скача на лошади, то такой удар может убить врага наповал, потому что скорость лошади прибавится к скорости летящего оружия.
Также важно, в какое место вы поразите цель. Обычно удар приходится в то место, на которое вы смотрите, так что если хотите ударить по ногам, цельтесь вниз, а если по голове — то вверх. Удар по ногам, как правило, нанесёт меньше урона, чем удар по голове.
Вражеская броня снижает наносимый вами урон. После обработки данных о ваших умениях, качестве оружия и скорости удара игра выдаст «базовый урон». Броня имеет параметр защиты, который снижает этот урон: от режущего повреждения отнимается значение от половины до максимума параметра защиты, от колющего или дробящего — от четверти до половины. Например, если параметр защиты у брони равен 20, и по ней нанесён режущий удар, то он будет ослаблен на 10-20 единиц. Если по такой броне наносится колющий или дробящий удар, то он будет слабее на 5-10 единиц.
В ближнем бою необходимо правильно использовать щит или ставить блоки. Важно следить за состоянием щита, потому что даже самые крепкие из них могут вынести только ограниченное количество ударов.
Если у вас нет щита, то вам остаётся только парировать атаки врага оружием при помощи правой кнопки мыши. За раз вы сможете парировать только один удар с одной стороны (сверху, сбоку и пр.). Если по вам открыли огонь из оружия дальнего действия, то эти атаки вы блокировать не сможете. Для того чтобы блокировать атаку, нужно внимательно следить за противником и за тем, какой удар он собрался нанести, после чего немедленно выставлять блок.
Обычно на нанесение удара уходит время: вам нужно атаковать так, чтобы обойти защиту врага, будь это щит или оружие. Не стоит атаковать хаотично и надеяться на удачу — это приведёт лишь к тому, что вы сами получите ранение. Главное в бою — терпение. Дождитесь, пока противник опустит щит или отшатнётся назад, затем сделайте шаг вперёд и нанесите свой удар.
В игре «Mount & Blade. Эпоха турниров» появилась возможность делать рипост, то есть вы можете отразить удар противника, начав собственную атаку в нужное время и в правильном направлении. Для этого начните удар (щёлкните левой кнопкой мыши) за мгновение до того, как вас коснётся клинок противника. Правильно выбрав момент и выполнив подходиящий тип атаки, вы сможете отбить оружие противника и перехватите инициативу. Правила рипоста следующие: начните рипост вправо, чтобы провести удар справа налево и отразить удар, идущий слева направо. И наоборот: начинайте рипост влево, чтобы провести атаку слева направо и отбить удар, приходящий справа налево. Рипост уколом отразит вертикальные атаки, вертикальный рипост позволит отбить укол.
Лучники и арбалетчики не могут носить щиты, так как должны держать оружие двумя руками. Если же вы используете метательное оружие, то можете взять в другую руку щит.
Чтобы выстрелить из оружия дальнего действия, повернитесь лицом к цели и зажмите левую кнопку мыши. На экране появится прицел — большое белое кольцо, которое будет постепенно сжиматься. Если вы стреляете из лука, то левую кнопку мыши нужно отпускать в тот момент, когда кольцо сожмётся до минимума: прождав слишком долго, вы устанете держать лук, и ваши руки начнут дрожать. Для того чтобы получить больше времени на прицеливание, нужно развивать умение стрельбы из луков. При использовании арбалета и метательного оружия целиться можно сколь угодно долго, потому что вам не нужно держать натянутую тетиву.
На метательные снаряды действует сила притяжения: чем дальше вы находитесь от врага, тем выше вам надо целиться, чтобы попасть в него. Здесь вам очень пригодится приближение камеры (задержать клавишу Shift): так вы увидите, куда вы попадаете, и сможете пристреляться. Метательное оружие летит медленнее, описывает иную дугу, нежели стрелы и болты, и радиус действия у него меньше. Кроме того, при стрельбе нужно следовать за целью, если она перемещается. Арбалеты тяжелее луков, и их болты летят дальше, поэтому перемещать арбалет за движущейся целью нужно меньше, чем лук.
Если вы стреляете по щитнику, он может просто закрыться щитом от вашего выстрела. Щит можно разбить, методично стреляя по нему, но на это уйдёт много боеприпасов. Для этого лучше использовать метательные топоры и копья, а не стрелы с болтами.
Копья всадника и большинство других древковых типов оружия можно использовать для особой конной атаки. Для этого вам нужно разогнать коня до большой скорости, взять копьё под руку и на всём скаку проткнуть им врага.
Что для этого требуется? Прежде всего ваша лошадь должна уметь разгоняться до средней скорости (6) или больше, так что на хромом муле нанести этот удар не получится. Также ваша лошадь должна быть достаточно ловкой, чтобы при необходимости выполнить манёвр и помочь вам точнее поразить цель. Ну и, разумеется, вам потребуется древковое оружие: подойдёт копьё всадников, простое копьё, вилы и многое другое. Предпочтительнее брать оружие подлиннее, потому что, несмотря на то что короткое оружие наносит больше урона, длинным вы сможете достать противника раньше, чем он успеет ударить вас. НЕ НАЖИМАЙТЕ КНОПКУ АТАКИ! Удар копьём наносится автоматически, если у вас подходящее оружие и достаточная скорость. По мере приближения к врагу достаточно управлять лошадью, чтобы попасть копьём по врагу.
При атаке пешего противника одно- или двуручным оружием (не древковым!) лучше всего наносить рубящий удар в тот момент, когда вы проезжаете мимо, а не когда враг находится чуть впереди. Когда вы в седле, вы можете брать двуручное оружие ближнего боя только одной рукой, что снижает скорость и разрушительную силу вашей атаки. Копья в конном бою используются чуть иначе: когда вы подготовитесь к удару, то сможете направлять остриё в любую сторону при помощи мыши.
Врагов также можно затоптать конём, что может быть очень полезно в бою. Если конь ударит врага копытом на приличной скорости, он нанесёт «дробящее» повреждение и сможет отправить противника в нокаут, так что вы получите возможность взять его в плен. Если у врага есть щит, то лошадь может толкнуть его, и вы успеете нанести удар, пока враг снова не закрылся. Обратите внимание на то, что если пеший враг вооружён копьём, напасть на него так просто не получится: он сможет дотянуться до вас первым. Если ваша лошадь получит сильный удар копьём в грудь, она остановится, а если вас в этот момент ещё и окружат, то вы попадёте в очень опасную ситуацию.
Хорошо советовать, как растоптать конём несчастного пехотинца, но что делать, если пехотинец — это вы? Сила боевого коня в его скорости. Поэтому в борьбе с всадником нужно использовать любые особенности рельефа: ложбины, крутые холмы, скалы, которые будут мешать лошади взять разгон. Лучше всего вступать в бой с конными воинами в лесу или на мелководье. Второй важный момент — использование древкового оружия. Получив сильный удар копьём в грудь, лошадь остановится или даже упадёт. Главное — рассчитать момент: когда лошадь несётся на остриё копья, следует выставить его как можно дальше, чтобы нанести максимальный урон на максимально безопасном расстоянии. Если вы промедлите, то не успеете как следует выставить копьё или лошадь остановится заранее, и всадник атакует вас. Если же вы выставите копьё слишком рано, то удар придётся в пустоту, конь не остановится, и вы будете сбиты с ног и растоптаны.
The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». © 2010 Snowball Studios, 1C company, Paradox Interactive. All rights reserved. Print version.