Вальгалла

Место и смысл пива в жизни скандинава эпохи викингов

Нету в пути
драгоценнее ноши,
чем мудрость житейская;
хуже нельзя
в путь запастись,
чем пивом опиться.
Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьёшь,
тем меньше покорен
твой разум тебе.
[...]
Пьяным я был,
слишком напился
у мудрого Фьялара;
но лучшее в пиве —
что хмель от него
исчезает бесследно.

Около 330-320 гг. до н.э. греческий путешественник и географ Пифей из Массалии совершил перипл по Северной Европе и Прибалтике, оставив некоторые сведения о посещённых землях. По мнению некоторых учёных, страна, названная Пифеем самой северной, краем земли (Ultima Thule), — это Норвегия, средняя её часть у Тронхеймского фьорда. Однако высказывались предположения, что это один из Шетландских островов, Исландия или даже Гренландия. Среди народов Севера Пифей называет ингевонов, гутонов, тевтонов (жили в совр. Ютландии) и др. По его сообщению, северные народы изготовляли перебродивший напиток из зерна и мёда. Неизвестно точно о каких землях идёт речь и кто эти народы — кельты или германцы. Ясно одно — народам Северной Европы с давних времён известна медовая брага — предшественник пива. Какую же роль играл «пенный напиток» в жизни «северян», если даже поэтический дар связывается по легенде с мёдом — опьяняющим напитком (Skáldamjöðr), а битва в висах скальдов зовётся «брагой Одина»?

В эпоху викингов (да и позже), пиры в Скандинавии, зачастую, назывались очень просто — ПИВО, по основному напитку, употребляемому на них (в сагах встречаются выражения: «собраться на пиво», «устроить пиво» и т.п.). Бонды (владельцы хуторов), хевдинги (høfðing), ярлы (jarl) их дружины и гости-викинги собирались вместе, чтобы отметить день зимнего солнцестояния, приход весны, сбор урожая и другие важные события года. Во времена викингов самым обычным делом было просиживать за пиршественным столом ночь напролет. В Исландии на такие «посиделки» было обязательным приглашать всех родичей, а в Норвегии — ещё и соседей из близлежащих хуторов.

Egils Odin Red Erik

Пиво (ølu, öl), мёд (mjöd, mjöl) или брага (brugg, brygg) в эпоху викингов являлись частью языческой религии. Пенный напиток был даже не «украшением» обрядов, а предметом самого настоящего культа. Еда и питье всегда посвящались какому-либо богу — Одину, Тору или Фрейру (после принятия христианства — Иисусу Христу, Деве Марии или святому Олафу).

Во всех религиях жертвоприношения еды и питья являются неотъемлемой частью культового ритуала. В языческих религиях жертвоприношениям уделялось большее внимание. «Нордические» пиры вполне могут сравниться с греческими возлияниями Дионису.

В древней Исландии жертвенный пир был важнейшим культовым действом, сплачивавшим общину (herað). Такие жертвенные действа периодически устраивал жрец — годи (goði). В Норвегии такой пир мог даваться «с руки» (af hendi) конунга (konungr) — военного вождя. Первоначально главенствовал именно сакральный смысл такого собрания, а не «кормление» дружины конунга.

С течением времени, вошло в традицию подавать пиво на всех пирах, уже не имевших культового и ритуального значения. На подобных сборищах германцев потреблялось невиданное количество пива. Тацит пишет, что у германских народов не считается зазорным пить день и ночь напролёт. Такие серьезные дела как покупка и продажа усадьбы, помолвка и обсуждение приданого, выбор конунга и выплата виры обсуждались за пиршественным столом. Тацит писал о том, что германцы теряют разум, когда пьют, и обретают его, когда трезвеют, а в конце пира в споре побеждал тот, кто лучше владел оружием. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 922 году имел возможность наблюдать группу скандинавских купцов и воинов в Булгаре при дворе булгарского царя: «они (скандинавы), всецело предаваясь набиду (пиво, брага), пьют его ночью и днём, так что иногда кто-либо из них умирает, держа чашу в своей руке».

РогРог

Из письменных свидетельств более позднего времени можно узнать много интересного об употреблении пива в Исландии и Норвегии. Учитывая, что вряд ли эти обычаи не были типичны для шведов и данов, и могли особенно сильно измениться со времен викингов, можно сделать соответствующие выводы о месте пива в жизни викинга.

В описываемые в первоисточниках времена — пиво варили для важных и праздничных событий, каковыми являлись Jól (позже наименование этого фестиваля было перенесено на Рождество), свадьбы и рождения детей, поминки, праздник середины лета. Пиво подавали в качестве особого приветственного напитка. Пиво, к тому же, было необходимой составной частью питания. Варка пива была своеобразным ритуалом, основной целью которого являлось удержать злых духов вдали от напитка. Надо, истины ради, заметить, что обычное пиво, сваренное дома не было каким-то особенно вкусным напитком. Совсем иное дело — медовое пиво, или мёд, которое варили в усадьбе конунга или ярла.

Одним из «великих» искусств во времена викингов было умение пить. В знаменитой древнеисландской «Саге об Эгиле» говорится, что Эгиль Скаллагримсон был первым во всём — в том числе и на пиру. О слепом короле Ререке сообщается, что мог он на пиру перепить любого и спаивал всех, кто сидел подле него. В «Саге об Олаве Тихом» из «Круга Земного» о конунге Олаве: «Все говорят, что не было мужа более красивого или видного, чем он. У него были красивые и золотистые, как шелк, волосы, пышущее здоровьем тело, очень красивые глаза и соразмерное сложение. Он был обычно немногословен и не любил говорить на тингах, но был не прочь попировать и пивом был разговорчив и приветлив». Одним из признаков помешательства Сигурда в древнеисландской «Саге о Сигурде» считается его поведения во время питья пива: «Говорится, что конунг Сигурд бывал неразговорчив, когда пил пиво, и тяжкая нападала на него немочь. Не слушал он, что говорят ему люди...».

РогРог

Во времена викингов рога и чаши, как мечи, копья, щиты и другие предметы, имели своё собственное имя — по имени своего владельца или изготовителя, а чаще оригинальное прозвище, связанное с особенными свойствами, которыми обладали. По верху рога часто шла надпись из рун. Эти магические знаки имели охранительную силу и должны были защищать от порчи и яда. Такие руны назывались «рунами пива». Вот как об этом говорится в речах валькирии Сигрдривы: «Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд — на ногте. Рог освяти, опасайся коварства, лук брось во влагу; тогда знаю твердо, что зельем волшебным тебя не напоят».

Гости за столом пили из рогов столько, сколько хотели. Однако часто случалось, что двое гостей (или несколько пар) пили одинаковое количество пива, чтобы узнать, кто кого перепьет. Также было принято, что все гости осушали чаши до дна, из-за чего часто возникали споры и даже смертоубийства. Один из дружинников Харальда Прекрасноволосого — Торир Англичанин, когда стал стар, пришел к конунгу и сказал ему, что не может более поспеть в осушении рогов и чаш за молодыми воинами, и попросил отпустить его домой, ибо сила его пошла на убыль. На что конунг отвечал, что Торир может остаться в дружине и не пить больше, чем ему самому захочется. Эта была большая честь для старика.

В «Законе Гулатинга» говорится, что человек находится в своей силе и может считаться здоровым до тех пор, пока может пить пиво на пирах, держаться в седле и вести разумные речи. Если он не может делать вышеперечисленного, то тогда наследники вправе требовать передачи его имущества им под опеку.

Для увеселения пирующих существовал «рог опоздавшего», когда опоздавшие на пир гости должны были сразу по прибытии осушить специальный громадный рог с пивом. Громадные чаши с пивом и мёдом неизменно выставлялись на Йоль (Рождество), и лишь больные могли отказаться от рога на таких празднованиях. Любили хозяева в качестве шутки подстроить так, что гости опаздывали и приходилось им пить «рог опоздавшего».

Rod Orm SchleswigViking Maltol

На пирах неизбежно возникали ссоры и вооружённые стычки — выпив, люди теряли контроль над собой. Сегодня пиво, не в пример вину и особенно водке, считается «мирным» напитком — выпив несколько литров пива, человек становится весёлым, слегка сонным и вполне ленивым до буйств. Но в «древнее» скандинавское пиво (по сути приготовления и по «родному» названию — эль), долгое время не добавлялся хмель, дающий «снотворно-наркотический» эффект. Да и градус его был выше, чем у современного. Таким образом, такое пиво являлось простой ячменной брагой, так часто оно и называется в сагах. Соответственно, выпивший его, в непомерном для современного человека количестве, викинг вёл себя иначе.

Вот к чему привело неправильное распределение мёда и пива между гостями и дружинниками, как о том рассказывается в «Саге о Сверрире»:

«Магнус конунг собирался провести Рождество в Бьергюне. Дружинники должны были пировать в большой дружинной палате, а гости — в палате Сунневы. Гости были недовольны тем, что дружинники пьют мёд, а они пиво. На пятый день Рождества, когда гости перепились, они взялись за оружие, пошли к палате конунга и хотели взломать дверь. Поняв, что происходит, конунг бросился к двери, чтобы остановить их. Но Бард Щит, его раб, опередив его, выбежал в сени и был сразу же убит. После этого конунг вернулся назад, и дружинники захлопнули дверь. Но гости взломали её. Тогда бросились к двери те, кто в тот день стоял на страже, так как только у них было оружие. Некоторые брали печные камни и бросали их в сени. Когда горожане и работники Магнуса конунга и лендрманнов поняли, что происходит, они схватились за оружие и пошли к дружинной палате. Тут гости отступили. Но многие были ранены».

Однако, совершенно неверно утверждение, что в те времена пиво в усадьбах было обычным и привычным напитком каждого дня. Несомненно, что в средние века пиво играло более важную роль, чем в наши дни, но вряд ли его значение было столь велико, как мы это иногда себе представляем. Саги почти ничего не сообщают нам о «простой» жизни. Речь в них идёт, прежде всего, о знатных и родовитых людях, о пирах и празднествах, об особенно важных событиях и битвах. События каждого дня были известны всем, и упоминать о них не имело смысла.

Рог

В исторических источниках упоминаются сочетания «рыба и молоко», «мясо и пиво». Мясо редко подалось свежим, его чаще всего ели солёным или сушеным. В богатых и знатных домах угощали «птицей и вином». Остальным же приходилось довольствоваться молоком, а пиво пить только по праздникам. И когда англы рассказывали своему епископу Вильяму, что в Норвегии никому из них не удалось получить иного напитка, нежели смешанного с водой пива, они были ближе к истине, чем скальд, что сочинил вису о «струях пенного пива, что ласково горло щекочут».

Насколько опасно злоупотребление пивом и мёдом. Достаточно вспомнить строфы из «Речей Высокого», одной из песен «Старшей Эдды». В христианские времена излишняя любовь к пиву и мёду стала порицаться. В законах появляются наказания, которым подвергаются пьяницы, но пиры по-прежнему продолжаются по всей Норвегии.

По предложению епископа Эйнстейна и с согласия ярлов и хевдингов, был принят закон, по которому надлежало «являться на тинг в трезвом состоянии и поститься во все время тинга. Кто же нарушит этот закон и будет уделять еде и питью более внимания, чем происходящему на тинге, дело того в этом году разбираться не будет... Кроме того, на тинг запрещается привозить пиво как для собственных нужд, так и для продажи». Но что характерно и весьма забавно: «если же пиво всё-таки будет привезено на тинг, то выливать его не следует, а следует разделить между всеми собравшимися».

По материалам проекта «Дуппельсайт» (http://vikingabalk.narod.ru/)

::  версия для печати ::



The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». All rights reserved.
13.07.2007 13:22 | 3.11.12