Подготовка к битвеПрочтите описание задания в этом окне, чтобы не бросаться в бой сломя голову. Для победы необходимо выполнить все поставленные задачи. Накануне первого сражения все европейцы в едином порыве одобряют план Папства. Позже вам придется выбирать, чьи планы претворять в жизнь, а чьи отвергнуть. Не забудьте ознакомиться с пожеланиями политических блоков — для этого пощелкайте по флагам в верхней части окна. Важно: выбирая стратегию какого-либо политического блока, помните, что за выполнение задания вы получите очки cлавы именно у этой группировки. Ключевые позиции на будущем поле боя обозначены на карте. Под картой представлен список тактических мер. Это особые действия, которые можно выполнить перед боем и тем самым обеспечить себе преимущества. Однако тактические меры стоят денег. Состав армииВ битву можно взять лишь ограниченное количество отрядов. Это значит, что часть войск вам придется оставлять в походном лагере. Кроме того, порой войска прибывают к месту действия не единой армией, а несколькими группами. В этом случае во время фазы управления вы сможете сгруппировать отряды и тем самым определить порядок их появления на поле боя. Группа, прибывающая первой, будет отмечена значком «*». Отряды, прибывающие позднее в качестве подкреплений будут отмечены парным значком «**». Тщательно продумайте состав основной и резервной групп: изменить его после начала боя будет невозможно. Поле бояТопография очень важна для игры. Вас ждут сражения на самых разных видах местности: в холмах, лесах, степях, песках, городах и руинах, на берегах и речных переправах. При этом разные типы местности не просто фон для батальных сцен — они значительно влияют на поведение войск. В любых тактических решениях следует учитывать тип местности, чтобы сократить потери или вовсе изменить ход битвы. Разумеется, в игре воссозданы ландшафты, характерные для Ближнего Востока времен крестовых походов. Приведем несколько примеров. Равнины хороши для развертывания тяжелой пехоты и маневров конницы. Легкая пехота лучше показывает себя в лесу, а холмы и каменистые нагорья прекрасно подходят для стрелков. Копейщики могут эффективно сражаться на любой местности, лишь бы не рассыпался их строй. Особенности рельефа сказываются не только на боеспособности армии, но и на линии обзора. Например, если враг притаился в лесу, вы не увидите его, пока не приблизитесь вплотную. Перемещение по полю бояЧтобы отправить свой отряд в путь, щелкните в нужной точке поля правой кнопкой мыши. При этом отряд пойдет к месту шагом, на обычной скорости. Двойной щелчок правой кнопкой заставит отряд перейти на бег. Так солдаты доберутся быстрее, но и устанут больше. Отправить отряд на неодолимые препятствия и в непроходимую местность (скалы, реки, здания) нельзя. Если зажать правую кнопку мыши, можно указать направление, в котором отряд (или группа отрядов) будет смотреть по прибытии. При этом в месте назначения появится плавающая серебристая стрелка. Вам останется только навести ее острие в нужную сторону и отпустить кнопку мыши. Мини-картаВо время боя в углу окна отображается мини-карта — небольшая и упрощенная схема всего поля сражения, на которой видна топография региона и отмечены ключевые точки. Она позволяет держать под присмотром все поле и следить за перемещением любых отрядов (чужие отряды представлены значками красного, а свои — синего цвета). По мини-карте становится понятным текущее направление камеры. Щелкнув по мини-карте мышкой, вы тут же переместите камеру в выбранное место. В левом нижнем углу мини-карты есть кнопки, которые управляют скоростью игры. Щелкнув по кнопке «Пауза» или нажав клавишу «Пробел», вы остановите игру. Кнопка «1x» позволяет включить реальное время, а кнопка «2x» вдвое ускорить его ход. Кроме того, регулировать течение времени можно клавишами «+» и «-». Управление камеройДля перемещения камеры вперед и назад используйте клавиши W и S. Для скольжения камеры влево или вправо — клавиши A и D. Управлять камерой можно с помощью мыши, подводя ее курсор к краям экрана. Для вращения камеры используйте клавиши Q и E, либо подвигайте мышью, предварительно зажав колесо прокрутки. Кроме того, вращая колесо прокрутки, можно изменять масштаб карты. На мини-карте видно, в каком направлении вы смотрите и какой участок карты в данный момент показан на экране. В меню настроек вы можете указывать значения разных параметров камеры. УсталостьВо время марша, бега или сражения солдаты постепенно устают. Уставшие войска хуже нападают и защищаются. Если приказать отряду стоять на месте, запас сил будет восстанавливаться. ОтрядыСведения об отрядахРядом с окошком мини-карты расположена панель сведений об отряде. Название отряда отображается на цветном фоне. Если фон белый, отряд христианский, а если зеленый, перед вами сарацины. В круге справа от названия указана численность отряда. Цвет круга показывает состояние отряда (зеленый: в порядке, красный: сильно потрепан). Под названием приведены показатели Ближнего боя, Защиты и Стрельбы, а еще ниже — его преимущества и недостатки. Также на панели есть две полоски: верхняя сообщает о боевом духе, а нижняя — о запасах сил отряда. В самом низу перечислены навыки и улучшения (умение владеть оружием и носить доспехи, наличие командира, целителя или священника и тому подобное). Достижения отрядовСражения делают из зеленых новобранцев закаленных ветеранов. Солдаты получают ранги, а также совершают подвиги, которые способствуют разблокировке разнообразных достижений. Эффекты от достижений, а также способы разблокировки различны для разных достижений. Если отряд сумел разблокировать дополнительные достижения, он получает ценные, постоянные действующие преимущества. Боевой дух солдатКак уже говорилось ранее, у каждого отряда имеется заранее определенный показатель боевого духа — числовой эквивалент храбрости и верности бойцов. Отряд с высоким боевым духом дольше выстоит даже в тяжелых условиях и даже с большими потерями дольше останется боеспособным, чем отряд с низким боевым духом. Боевой дух падает при столкновении с численно превосходящим врагом, при больших потерях, из-за смерти командира или вражеской атаки во фланг или в тыл. Проще говоря, чем тяжелее приходится солдатам в бою, тем важнее для них сохранять присутствие духа. Во время сражения текущий показатель боевого духа любого отряда постоянно меняется, однако никогда не превышает максимальное для этого отряда значение. Обратите внимание, что упадок боевого духа сам по себе не снижает боеспособности отряда, однако если он упадет слишком низко, то солдаты дрогнут и даже побегут с поля боя. Чтобы укрепить боевой дух отряда, отведите его в безопасное место — тогда бойцы начнут постепенно приходить в себя.
Основные типы
Выбор отрядовЧтобы выбрать отряд, щелкните левой кнопкой мыши или по нему самому, или по его значку внизу экрана. Значок окажется в рамке, а флаг над отрядом начнет развеваться. Можно выбрать сразу несколько отрядов — для этого зажмите клавишу Ctrl и пощелкайте по нужным отрядам (или их значкам) левой кнопкой мыши. Кроме того, можно зажать левую кнопку мыши и обвести отряды рамкой выбора. Если вы нажмете клавиши Ctrl+A, выбранными окажутся все свои отряды и герои. Также можно объединять выбранные отряды в группы. Для этого выделите нужные отряды и нажмите сочетание клавиш Ctrl + цифра (от 1 до 9). Чтобы в любое время выбрать созданную группу, просто нажмите соответствующую кнопку на цифровой клавиатуре. НападениеЩелкните правой кнопкой мыши по врагу, и ваши воины подойдут ко врагу и вступят с ним в бой. Если щелкнуть правой кнопкой мыши дважды, солдаты сразу побегут в атаку. Если у вас включен режим автонападения, то стоит противнику приблизиться на определенное расстояние, как ваши воины самостоятельно бросятся в атаку. Если этот режим отключен, они не станут проявлять инициативу, пока враг не подойдет вплотную. Учтите, что у отрядов на марше радиус автонападения очень мал. ОбстрелЛучники имеют возможность осыпать врага стрелами на расстоянии. Просто выберите цель и скомандуйте им стрелять. Если выбранный отряд противника находится слишком далеко, стрелки сперва подойдут поближе. Чтобы увидеть расстояние эффективной стрельбы отряда, наведите на него курсор мыши. Когда лучники стреляют, на значке их отряда отображается маленький лук. Помните о дружественном огне! Лучники обстреливают целую область, и поэтому повреждения могут получить все попавшие в зону поражения солдаты, в том числе ваши собственные. Если в правом нижнем углу значка одного из ваших отрядов появились маленькие красные стрелы, значит, отряд попал под обстрел. Режимы бояРежимы боя определяют поведение ваших солдат во время сражения. Переключать режимы боя можно через интерфейс управления отрядами. Лучники обладают двумя режимами нападения и могут атаковать оружием как дальнего, так и ближнего боя. В режиме автонападения лучники начнут стрелять по врагам, когда те подойдут на расстояние эффективной стрельбы. Кроме того, лучников можно перевести в режим «Держать дистанцию», и тогда они станут отбегать от противника всякий раз, когда тот попытается к ним подойти. Обратите внимание на то, что пехотные отряды ближнего боя также имеют режим автонападения и могут самостоятельно атаковать подошедшего врага. Боевые построенияВы можете приказать своим отрядам принять то или иное боевое построение, которое имеет свои преимущества и недостатки. Хороший командир знает эти построения назубок и меняет их в зависимости от текущей обстановки на поле боя. Если солдаты идут россыпью или толпой, они представляют худшую мишень для стрелков, зато в ближнем бою слабы перед сомкнутым строем врага. Можно сказать, что рассредоточенное построение выгодно использовать для быстрых перемещений и при разведке местности, а плотный строй следует включать непосредственно перед столкновением с врагом. Приведем пару примеров. Отряд, выстроенный клином, наиболее эффективно пробивает строй противника. С другой стороны, солдаты, образовавшие Стену щитов, прекрасно обороняются против нескольких видов атакующих построений и оказываются отлично защищенными от стрел. Ключевые точки и флагиКлючевые точки на поле боя отмечены огромными флагами. Захват таких точек дает вам контроль над особыми областями карты. Для захвата ключевой точки нужно подвести к флагу свой отряд и перебить всех противников в непосредственной близости от флага. После захвата ключевой точки флаг поменяет цвет на ваш. Учтите, что точка становится вашей не сразу, а в течение одной минуты. Горизонтальная шкала с краю от флага заполняется по мере того, как ключевая точка переходит под ваш контроль. Военная инженерияВ некоторых походах вы сможете заниматься военной инженерией: строить осадные машины и полевые защитные сооружения, в том числе стены, требушеты, сторожевые башни и ловушки. На инженерные сооружения расходуются очки строительства. Их текущее количество указано в правом верхнем углу экрана. Там же можно посмотреть список всех доступных вам сооружений с указанием их стоимости. Поначалу этот список весьма короток, но со временем он расширится. :: версия для печати ::
| ||||||||||||||