Европа. Древний Рим

Обзор

Успешные страны в «Древнем Риме» могут взаимодействовать с другими странами тем или иным способом, например, заключая альянсы, устанавливая торговые пути или же просто объявляя войну, а затем ведя мирные переговоры.

Окно дипломатии

Окно дипломатии (доступ к которому осуществляется через значок в виде пергамента, либо через информационную панель над картой, либо через специальное меню внизу экрана) показывает ваши отношения с другими странами и другую важную информацию. Если в начале дипломатические отношения всегда показываются для вашей страны, то нажатие на название другой страны изменит всю информацию в окне на соответствующую этой державе. Эта информация частично уже показывалась ранее, однако при выборе другой страны она будет дополнена и показан вновь.

В списке отношений положительные отношения отображаются зеленым цветом, тогда как негативные (вражеские) показываются красным, и перед ними стоит знак минуса. Вы можете сортировать этот список в алфавитном порядке по названиям стран, или же по показателям отношений, или же по дипломатическим связям *(война, союз и пр.) — нажатием на соответствующий заголовок. Как в других списках, нажатие на заголовок второй раз отсортирует список в обратном порядке.

Небольшие значки в столбце «Связи» показывают важные отношения между странами. Союзы показываются в виде цепочки, война — как скрещенные мечи, торговые отношения — как кучка монет.

Справа вы увидите форму правления страны. Прямо чуть ниже вы увидите имя правителя и его титул. Чтобы увидеть его характеристики и данные, вы можете навести курсор мыши на его портрет. Значок в виде весов слева и ниже отображает стабильность, значок в виде столбиков золота — казну страны. Справа расположены значки текущего числа рекрутов (лицо) и очков исследования (свиток). Ниже этих двух столбцов со значками вы увидите национальные идеи державы, и справа от них — текущее знамение. У всех значков есть всплывающая подсказка с описанием игрового воздействия.

Ниже этой основной информации вы можете увидеть международную репутацию державы, обычно называемую «бэдбоем». Еще ниже расположен список технологических уровней страны.

В рамке ниже уровней технологии вы можете увидеть наиболее важные дипломатические связи державы с другими странами — такие, как альянсы, войны, поводы для войны и пр. Ничего лишнего и ненужного в этом окне показываться не будет, так что если у страны нет связей с другими нациями, то здесь будет пусто. Мирные договоры показываются вместе с датой их истечения.

Самое важное — внизу окна дипломатии, в правой части находится кнопка «Действовать». Она открывает окно дипломатических действий, справа от текущего.

Окно дипломатический действий содержит список всех возможных дипломатических акций, которые могут быть осуществлены с выбранной страной. Если вы выбрали собственную державу, ваш выбор будет более ограниченным, однако всегда есть торговые действия или действия с персонажами, которые вы можете осуществить только через окно дипломатии.

Если вы находитесь в состоянии войны, любые дружественные дипломатические предложения (кроме предложений о мире) будут недоступны между воюющими странами.

Отношения с другими странами

Каждая страна имеет дипломатические отношения с каждой другой страной, измеряемые в масштабе от 1 до 200 (как с положительной стороны, так и с отрицательной). Этот показатель определяет основное состояние дипломатических связей между странами и вероятность одной страны принять дипломатическое предложение другой страны. Положительные отношения означают, что страны имеют больше шансов стать союзниками, тогда как отрицательные — что гораздо больше шансов на возникновение войны или другого какого конфликта.

Дипломатические отношения между странами изменяются со временем на основе множества факторов. Любой позитивный дипломатический обмен повышает отношения, тогда как проваленные дипломатические миссии — понижают. Постоянные требования присоединиться к войне могут серьезно понизить отношения, тогда как положительные связи, вроде установленных торговых путей или альянсов, могут их повысить.

Союзники

Страна может заключить союзное соглашение с другой державой, что позволит ей вступить в войну с этой державой и ее союзниками, и наоборот. Такие соглашения могут быть заключены через окно дипломатических действий, и, как правило, для этого требуются положительные отношения.

Союзники ожидают помощи от своих партнеров с началом войны, независимо от того, кто начал войну — союзник или его враг. Не приход на помощь может привести к серьезному ухудшению отношений и получению «обманутым» союзником повода для войны против нарушителя договора.

Когда война вспыхивает, значок предупреждения появляется на вашем экране, сообщая, что вы можете попросить союзников о помощи. Это всегда оставляется на ваше усмотрение. Если же один из ваших союзников попросит о помощи, вы получить дипломатическое сообщение (в левом нижнем углу экрана), и у вас будет выбор — принять просьбу о помощи или отклонить ее.

Данники и вассалы

Вы можете попросить другу страну стать вашим вассалом и начать выплачивать вам дань. Эта страна начнет ежемесячно перечислять в казну своего сюзерена определенную сумму денег, а тот станет защитников платящей дань державы. Став вассалом, страна пообещают следовать вашей воле и сражаться на вашей стороне.

Чтобы попросить державу стать вашим вассалом, необходимо, чтобы обе державы не находились в состоянии войны. Однако вассалитет может быть одним из условий мирного договора между двумя воюющими странами. Если страны будут согласны на условия мира, то они выйдут из войны друг с другом, и тем самым, правило будет соблюдено.

Вассалы (или данники, как их иногда называют) могут быть дружественными странами, которые согласились платить вам в обмен на свою защиту, или же недружественной, но не способной выстоять против вас в войне. Они также могут быть державами, проигравшими свою свободу на полях сражений, и вынужденными стать вассалами.

Вассал может не смочь ежемесячно выплачивать дань, из-за экономических проблем или же по другим причинам. Отказ платить дань другой страны даст ей временный повод для войны против отказника, что вполне может привести к войне.

Репутация или «бэдбой»

Если страна ведет себя крайне агрессивно, завоевывая много провинций, ее репутация начнет снижаться, и ее станут воспринимать как «плохого мальчика» (бэдбоя). Другие страны начнут вести себя с ней совершенно по-другому, боясь оказаться жертвой агрессии. Страх, в международных отношениях, иногда означает, что они будут держаться подальше от такой страны, не ведя дружественных переговоров и так далее. Однако иногда страх приводит к возникновению желания ударить по врагу, попытавшись объединиться с другими странами и оставить экспансию нарушителя, научив его жить в мире и спокойствии.

Репутация (уровень страха или уважения, внушаемый страной) изменяется на основе действий страны. Присоединение провинций, а особенно целых стран, быстро повышает бэдбой. Разрыв соглашений (вроде альянсов и пр.) также вредит репутации.

Уровень повышения бэдбоя снижается, если, вместо присоединения провинций, победившая держава просто требует денег или вассалитет, или же если проигравшая отдаст несколько их своих провинций.

Бэдбой серьезно повышается, если страна присоединяет столицу другой страны (то есть полностью аннексирует ее) или же получает по мирному договору множество новых провинций. Наличие «щитка» на присоединяемую провинцию снижает рост бэдбоя, поскольку у вас есть законное право сделать это.

Бэдбой снижается с течением времени до нуля. Если страна, получившая много бэдбоя, затем будет в течение некоторого количества лет вести себя тихо, ее репутация опять восстановится, а бэдбой уменьшится до малозначительных размеров.

Влияние бэдбоя состоит в том, что если страна продолжит вести себя агрессивно, например, аннексируя провинции, ее репутация упадет до такого низкого уровня, что объявление войны ее станет неизбежным.

Начало дипломатических переговоров

Чтобы отправить посла в другую страну для выполнения дипломатической миссии, лучше всего выбрать нового персонажа. В противном случае в окне дипломатии будет выбран персонаж по умолчанию, который может оказаться не подходящим для выполнения задания, или же риск потерять его (в случае недружественной миссии) будет слишком высок. Поскольку послы могут быть заключены в тюрьму или даже казнены за негативные новости, которые они принесут, вы, возможно, не захотите терять ценного сотрудника. С другой стороны, вы наверняка не захотите отправлять абсолютно некомпетентного человека.

Некоторые дипломатические действия считаются недружественными, вроде подкупа губернатора или убийства персонажа. Такие задания надо выполнять втайне от противника, и есть шанс, что ваш посланник будет обнаружен и пойман, после чего его ждет плаха или тюрьма.

Выбор посла

Каждый раз при попытке выполнить дипломатическое действие вам необходим персонаж, который сыграет роль посла. Такой посол будет тем эффективнее, чем выше его или ее личное обаяние, вне зависимости от того, будет ли это настоящая дипломатическая миссия или же шпионская акция. Тем не менее, всегда есть риск, что отправленный для недружественных заданий посол будет заключен в тюрьму, или же вернется домой, только без головы.

В общем случае, послу требуется один день, чтобы получить ответ на дипломатическое предложение или же чтобы выполнить свое шпионское задание. Однако отправленный вами посол будет недоступен в течение одного месяца после выполнения миссии, поскольку ему требуется время на возвращение домой.

Дипломатические действия

  • Объявить войну — это действие приведет вас в состояние войны с выбранной державой. Как и с любым другим дипломатическим действием, у вас всегда будет шанс отказаться от выполнения этого задания, если потенциальные его последствия окажутся слишком тяжелыми. Страны, объявляющие войну без достойного повода, получают штраф в виде снижения стабильности. Это действие считается враждебным, и выполнивший поручение посол может быть казнен.
  • Предложить мир — с помощью этого действия вы можете закончить войну. Нажатие на эту кнопку откроет окно мирных переговоров, где у вас будет возможность выбрать несколько опций:
    1. Присоединить, что доступно, только если страна состоит из одной провинции, а вы имеете на нее 100% военного счета.
    2. Предложить белый мир, что немедленно завершит войну без каких-либо потерь с обеих сторон. Как правило, эту опцию выбирают, когда война затягивается, силы сторон равны, а их шансы на победу невелики.
    3. Предложить дань, что позволит вам сделать попытку договориться с врагом, заплатив ему достойную цену за мир.
    4. Потребовать дань, что позволит вам потребовать выполнения противником поставленных вами условий, например, ежемесячной или единовременной выплаты дани.
  • Предложить военный союз — это действие позволит вам заключить соглашение о союзе с другой державой, в котором вы оба обязуетесь приходить друг другу на помощь в войне против ваших врагов, независимо от того, кто эту войну начнет.
  • Расторгнуть военный союз — если вы считаете, что текущий военный союз уже не отвечает вашим нуждам, или же вы почему-то решили объявить войну своему бывшему союзнику, с помощью этого действия вы можете разорвать союзные связи.
  • Попросить проход войск — иногда вы не можете достичь территории своего врага, поэтому вам требуется получить проход войск через другую страну. Также может быть полезно получить такое уникальное преимущество против врага, чей незащищенный фланг может быть подвергнут удару с территории другой страны.
  • Предоставить проход войск — по указанным выше причинам иногда может быть полезно оказать своему соседу любезность и предоставить ему право на проход его войск через вашу территорию.
  • Отменить проход войск — когда необходимость в предоставлении соседу права на проход его войск через вашу территорию исчезает, вы можете отменить этот проход войск. Это также необходимо, если в скором времени вы собираетесь объявить выбранной стране войну.
  • Потребовать дань — если ваши отношения с целевой страной -150 и выше, и если обе страны не находятся в состоянии войны, вы можете попросить другу державу стать вашим вассалом, потребовав от них ежемесячной выплаты дани. Вы станете считаться защитников этой страны, а она станет вашим союзником. Данное предложение можно сделать как дружественным, так и не очень странам.
  • Предложить дань — это действие позволит вам предложить другой стране свою свободу в обмен на их защиту — возможно, если вы в ней нуждаетесь или же ваше предложение о создании военного союза было отвергнуто.
  • Попросить торговый проход — это действие позволит вашим купцам пересекать территорию другой страны в попытке достичь своего места назначения. Это необязательное для каждого иностранного или морского торгового пути условие, это простой запрос на свободное перемещение, если страна, с которой вы не торгуете, вдруг решит блокировать вам доступ к третьей державе, с которой вы как раз хотите торговать.
  • Поддержать повстанцев — это действие увеличит риск восстания в провинции, что вполне может привести в ней к появлению армии повстанцев, собирающихся выступить против правительства. Это действие считается враждебным, и выполнивший поручение посол может быть казнен.
  • Осквернить святое место — это действие позволит вам попытаться уничтожит или нанести ущерб святому месту в выбранной провинции. Понятное дело, это вызовет их гнев. Успешное выполнение этого задания может снизить шансы на успех знамения и его мощь как выбранной страны, так и всех других стран с этой религией, поскольку оно наносит ущерб религиозной силе, зависящей от работы храмов. Это действие считается враждебным, и выполнивший поручение посол может быть казнен.
  • Подкупить губернатора — это действие позволит вам потратить часть своих денег (обычно достаточно круглую сумму) на попытку подкупа иностранного губернатора, что в случае успеха передаст под ваш контроль управляемую им провинцию. Шансы на успешное выполнение акции тем выше, чем ниже лояльность губернатора, и чем выше продажность. Это действие считается враждебным, и выполнивший поручение посол может быть казнен.
  • Создать торговый путь — это действие позволит вам выбрать иностранную провинцию и установить с ней торговую связь.
  • Отменить торговый путь — иногда вам приходит более прибыльное торговое предложение по сравнению с существующим торговым путем, или же вам необходим определенный товар для формирования подразделений и так далее. Отмена существующего торгового пути позволит вам в будущем установить более ценные связи.
  • Подослать убийцу — это действие возможно выполнить против любого персонажа в вашей стране (для чего вы должны сначала выбрать свою державу до перехода в окно дипломатических переговоров) или против любого персонажа в другой стране, за исключением ее правителя. Если вам будет сопутствовать успех, то выбранный персонаж умрет. Это действие считается враждебным, и выполнивший поручение посол может быть казнен.

Покушение на убийство

Это действие отправит посла, чьей задачей будет организация убийства персонажа либо внутри вашей страны, либо в другой державе.

Учтите, что покушение на убийство предпринимается против человека, выбранного вами, а не против страны. Тем не менее, такое действие, вне зависимости от того, будет ли оно успешным или нет, это может привести к негативным дипломатическим последствиям, если ваш посол будет обнаружен.

Аналогично, если вы убиваете персонажа в вашей стране, вы можете столкнуться с возмущением друзей убитого или членов его семьи.

Подкуп

Подкуп — метод взаимодействия с губернатором, состоящий в убеждении его присоединиться к вашей стране, с помощью религиозных споров, выплати взятки или простого шантажа.

Вы должны сначала выбрать провинцию, губернатора которой вы хотите подкупить. Это будет стоить вам определенную сумму денег. Ваши шансы на успех зависят от лояльности губернатора и его продажности. В случае успеха губернатор изменит своему правительству, и управляемая им провинция станет частью вашей державы.

Нельзя подкупить правителя другой страны, что также означает, что вы не можете подкупать губернатором держав, состоящих из одной провинции.

Повод для войны

Повод для войны является предлогом — настоящим, вымышленным или сфабрикованным — для объявления войны. Вы потеряете 2 пункта стабильности, если объявите другой стране войну, не имея серьезного повода, так что всегда удостоверяйтесь в том, что такой повод у вас есть. Некоторые события могут обеспечить вам повод для войны, равно как и некоторые действия других правительств.

Отказ поддержать военный альянс или невыполнение условий по выплате дани вассалом обеспечивают «обиженной» стране повод для войны. Также, если страна владеет одной из ваших национальных провинций, у вас будет постоянный повод для войны против нее, поскольку они незаконно оккупируют должные принадлежать вам по праву земли.

Национальная провинция отображается на дипломатической карте зеленой штриховкой. Также, в окне провинции есть изображения, какие страны (если они есть) считают эту провинцию своей коренной. Если более чем один флаг находится над портретом губернатора провинции в ее окне, каждая страна, которая не владеет этой провинцией, будет иметь постоянный повод для войны против владельца области.

Хотя наличие повода для войны не означает автоматически скорую войну, шансы, что спустя некоторое количество лет, две страны окажутся в итоге в войне друг с другом, очень велики.

Объявление войны

Когда наступает время перековать орало на мечи, и вы уже полностью готовы к атаке, вам необходимо перейти в окно дипломатии, выбрать целевую страну и отправить посла с объявлением войны. Если ему повезет, то посол вернутся домой с головой на плечах.

Страна не может объявить войну, если ее стабильность равна -3. Также нельзя напасть на страну, являющуюся вашим союзником или предоставляющую вам право на проход войск. Для начала вам придется разорвать союз или отменить проход войск.

Хотя такое и вряд ли произойдет, помните, что вы не сможете объявить войну, если все ваши персонажи буду заняты (поскольку тогда у вас не будет ни одного человека, который сможет доставить сообщение о начале боевых действий). Вы можете объявлять войну более чем одной стране зараз. Фактически, вы можете объявить войне стольким странам, скольким вы захотите — до тех пор, пока ваша стабильность не упадет до -3.

Союзы и лидеры альянсов

Страны, находящиеся в союзе с другой страной, могут в начале войны призвать на помощь этого союзника, не важно, кто будет агрессором или защищающимся. Отказ союзника поддержать альянс означает его разрыв, что даст бывшему союзнику повод для войны против предавшего его государства, и, возможно, в будущем она захочет отомстить.

Наиболее могущественная страна в альянсе будет считаться на время войны его лидером. Лидер альянса — единственная страна, которая может вести мирные переговоры от имени всего альянса. Нет никаких гарантий, что итоги мирных переговоров удовлетворять интересам хоть одного участника альянса, кроме его лидера, и вероятность такого события тем выше, чем больше земель противника оккупирует младший участник союза. Если переход оккупированной области является частью мирного договора, предложенного лидером альянса, то указанные провинции перейдет той стране, которая их оккупирует.

Страны, являющиеся младшими участниками альянсов (то есть не являющиеся лидером альянса) могут подписывать сепаратные миры, и прекращать боевые действия без каких-либо последствий.

Внутренние последствия войны

Существует несколько последствий ведения войны с точки зрения внутреннего состояния вашей державы, например, война влияет на вашу экономику или стабильность. Наиболее прямым последствием является появление военной усталости, которая увеличивает риск восстания во всех ваших провинциях. Военная усталость постепенно растет с ведением боевых действий, она увеличивается каждый месяц, который страна проводит в войне и уменьшается каждый месяц во времена мира.

Военная усталость также имеет опосредованное влияние на доход от налогов, поскольку тот уменьшается с ростом риска восстания.

Очевидно, что передвижение вражеских армий по вашей территории может серьезно повредить вашей экономике, если они не будут отброшены назад. Падение стабильности при объявлении войны без повода для нее также серьезно ухудшит вашу экономическую ситуацию.

Военный счет

Воюю против другой державы, вы будете получать «очки», которые отражают то, как хорошо (или как плохо) идут для вас боевые действия. Сражения могут принести вам немного очков, если вы выиграете, или отнять у вас их, если вы проиграете. Однако преимущественно военные очки получаются захватом вражеских провинций. Количество полученных очков зависит от ценности провинции для страны, которая ей владеет.

Военный счет более всего важен при заключении мирных договоров. Чем больше ваш счет, тем больше вы можете потребовать и получить от вашего врага. В целом, когда вы отправляете свои условия противнику, ваши требования (или предложения, в случае вашего поражения) примерно совпадают с военным счетом.

Предложения мира

Вы можете сами начать мирные переговоры со своим врагом или же подождать, пока он придет к вам. Если вы получите мирное предложение от другой страны, вы увидите дипломатическое послание в левом нижнем углу экрана. Вы не обязаны отвечать на него немедленно (да и вообще отвечать), поскольку у вас есть 30 дней на ответ. Через 25 дней сообщение начнет мигать, а еще через 5 оно исчезнет.

Получив сообщение с мирным предложением от другой страны, нажмите на него — это переместит вас в окно мирных переговоров, где будут описаны предлагаемые противником условия. Вы увидите портрет вражеского посла, который расскажет вам с помощью текста, что ваш враг предлагает.

У вас есть 4 варианта выбора, описанные внизу окна. Вы можете принять предложение или же вы можете решительно отклонить его. Вы также можете поиграть с послом, выбрав варианты «Заключите его в кандалы!» (посадить посла в тюрьму) или «Казните его!» (убить посла). Последние два варианты есть и в любых других враждебных дипломатических акциях (объявление войны считается враждебной).

Мирные переговоры

Если вы находитесь в состоянии войны и желаете закончить ее миром, выберите опцию «Предложить мир» в окне дипломатических действий.

Вы увидите окно мирного предложения, вверху которого будет ваш военный счет, а ниже — 4 возможных варианта:

  1. Присоединить — эта опция доступна, только если вы контролируете одну единственную провинцию страны.
  2. Потребовать дань — переведет вас в окно мирных переговоров, где вы сможете выбрать провинции или другие требования, которые вы хотите получить от противника.
  3. Предложить дань — также переведет вас в окно мирных переговоров, где вы сможете выбрать, что предложить противнику за мир.
  4. Предложить белый мир — это позволит вам завершить войну без приобретений или потерь для обеих сторон.

Единственным исключением из этих правил является заключение мира в гражданской войне — ни одна из стран, участников гражданской войны, не может заключать мир с другой стороной. Они обязаны вести войну до победного конца, пока одна из фракций полностью не завоюет все провинции врага. Только после этого, с уничтожением одной стороны, гражданская война будет считаться законченной.

Окно мирных переговоров

Окно мирных переговоров показывает карту вашей страны или вашего врага, в зависимости от того, кто делает предложение. В левой части вы можете выбрать, какие провинции вы хотите сделать частью мирного предложения, как при требовании дани, так и при ее предложении.

Любая контролируемая (оккупированная) победившей стороной провинция будет показана в списке «Провинции». Если вы нажмете на любую провинцию в списке, она будет помечена галочкой и станет считаться частью мирного предложения.

С добавлением вами провинций или других условий в список требований или предложений, калькулятор будет подсчитывать, сколько военных очков будет стоить это мирное предложение, и вы сможете сравнить это число с вашим военным счетом, указанным вверху окна. В зависимости от того, насколько вы уверены в себе, и от того, как продвигается война, вы можете потребовать больше своего военного счета, в надежде, что это предложение пройдет, или же меньше, обнадеживая тем самым противника условиями мира, чтобы он согласился его принять.

Если у вас военный счет небольшой, и вы просто хотите закончить войну, то вместо требования провинций вы можете воспользоваться другими вариантами. Например, вы можете потребовать единовременной выплаты дани.

Если же это вас не удовлетворяет, вы можете потребовать чего-то более постоянного, например, ежемесячной выплаты дани. Если враг согласиться, то после заключения мира он будет ежемесячно перечислять в вашу казну определенную сумму денег, и также будет считаться ваши вассалом.

Другим менее болезненным вариантом является требование от противника отказаться от национальных провинций. Это сделает будущую войну между вашими странами менее вероятной, поскольку противник будет лишен повода для войны. Если они считают одну из ваших провинций своей национальной, потребуйте от них отказа от нее. Эта провинция больше не будет для вас проблемой, и будущие войны будут поставлены под вопрос.

Понятное дело, что если вы находитесь на неправильной стороне стола переговоров (если вы проиграли или проигрываете войну), то тогда подумайте обо всем вышесказанном в обратном порядке — воспользуйтесь этими рекомендациями при составлении предложения и надейтесь на лучшее.

Присоединение

Страна может быть присоединена к другой стране, только если ее размеры сократились до одной провинции. Страны, владеющие более чем одной провинцией, могут передавать по условиям мира свои отдельные территории, но не могут быть аннексированы, даже если военный счет равен 100%.

Если вы можете присоединить страну, в окне дипломатических действий кнопка «Присоединить» станет вам доступной.

Помните, что в любой провинции, которую вы присоедините в результате мирных переговоров, будь то отдельная провинция или целая страна, появится на 30 лет национализм, что означает, что вам придется иметь дело с повстанцами. Аннексия также считается очень серьезным проступком, когда речь заходит о репутации (бэдбое).

::  версия для печати ::




The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». Portions are © by Paradox Interactive, used under license. All rights reserved.
01.08.2008 13:54 | 3.11.12