Европа. Древний Рим

Экран игры

Основной экран, видимый игроку, содержит максимально возможное количество нужной информации и визуальное представление того, что происходит в игре. Даже те сведения, которые не видны сразу, в большинстве случаев могут быть получены нажатием одной кнопки.

Главная карта

Главная карта занимает большую часть основного экрана. Вначале игра остановлена, и карта представлена в режиме физической карты, отображающем в цвете равнины, реки, горы и пустыни. После первой загрузки игры карта будет отцентрирована на вашей стране. Для ее перемещения в желаемом направлении подведите курсор мыши к соответствующему краю экрана или используйте стрелки на клавиатуре.

Учтите, что в отличие от других игр от Paradox, в которых отображается весь мир и вы можете перемещаться по карте как хотите, в «Древнем Риме» действие происходит только в районе Средиземноморья, и прокрутка ограничена его границами.

Для изменения масштаба используйте колесико мыши. Чем меньше масштаб, тем большую территорию вы увидите. При максимальном приближении будут видны также детали ландшафта и изображений солдат и кораблей. Минимальный масштаб позволит вам увидеть около половины карты.

Выделенная в данный момент провинция имеет более яркий цвет, чем остальные. При включённом «Тумане войны» (он активен по умолчанию) все территории за пределами одной близлежащей провинции от вашей территории или ваших подразделений будут затемнены. Происходящие в них события и находящиеся там войска будут для вас невидимы.

Наведя курсор мыши на большинство элементов игры, вы увидите всплывающую подсказку с соответствующей информацией.

Нажатие кнопки Home на клавиатуре автоматически сфокусирует карту на вашей столице. Кнопка Backspace также сбрасывает установки камеры (подробнее об этом — в разделе о камере).

Курсор мыши

Курсор мыши представляет собой красный треугольник с золотым основанием. При его наведении на провинцию анимация рядом с курсором покажет вам, является ли она дружественной или враждебной. Если выделенная армия может двинуться в дружественную провинцию (контролируемую вами или союзниками), мигающий курсор будет зеленого цвета, если она может попасть во враждебную, курсор будет красным. Если армия не может двигаться вовсе, курсор пример форму красного мигающего «Х».

Камера и поворот карты

«Древний Рим» — первая игра компании Paradox, в которой вы можете полностью изменять вид и перспективу обзора карты по своему желанию, а не только изменять ее масштаб. Иногда эти, безусловно, интересные возможности могут быть очень полезны. Чтобы изменить угол обзора, удерживайте клавишу Ctrl и передвигайте мышь вперед или назад. Чтобы изменить направление обзора карты, двигайте мышь в стороны, удерживая ту же клавишу. Клавиша Backspace вернет стандартные настройки камеры, то есть ориентацию карты на север, а также сфокусирует карту на столице.

Информационная (верхняя) панель

Выше главной карты, в верхней части экрана, располагается информационная панель. Каждая из семи кнопок в ее левой части открывает отдельное окно. В этих окнах вы найдете следующие сведения:

  • Обзор державы — значок в виде венка приведет вас к основным данным о вашей стране.
  • Экономика — значок в виде столбика монет предоставляет информацию об экономике и бюджете.
  • Дипломатия — значок в виде свитка пергамента откроет окно дипломатии, содержащее информацию об отношениях с другими государствами и прочие важные сведения.
  • Религия — значок в виде храма приведет к окну религии, где совершаются жертвоприношения для повышения стабильности и трактуются знамения.
  • Военное дело — значок в виде шлема приведет к сведениям об армии и флоте, их командирах, содержании и местоположении.
  • Технологии — значок в виде колес откроет окно с информацией о магистратах и уровне развития различных технологий.
  • Династия — значок в виде портрета приведет к семейному древу правителя, а также списку его друзей и врагов.

Правее этих семи значков находится значок в виде весов и численное значение стабильности. При наведении на него курсора мыши во всплывающей подсказке вы узнаете о количестве золота, необходимого для совершения жертвоприношения, способного повысить уровень стабильности.

Число рядом со значком в виде лица отображает количество рекрутов, доступных для создания новых военных подразделений и пополнения старых. Это число равно количеству доступных свободных людей. При наведении курсора во всплывающей подсказке вы увидите максимальное число рекрутов, их базовое количество и частоту текущих пополнений.

Рядом со значком в виде монет находится сумма денег, которой вы располагаете в данный момент. При наведении на нее курсора во всплывающей подсказке вы увидите ежемесячный доход и информацию о создающем его населении.

Рядом со значком в виде свитка находятся очки исследования, производимые гражданами вашей державы. Их количество зависит от уровня цивилизованности, способностей наместников, улучшений в провинциях и национальных идей. Степень влияния каждого из этих факторов вы найдете во всплывающей подсказке.

В правой части верхней панели также находятся и другие игровые данные.

Прежде всего, это кнопка паузы, подробнее о которой будет рассказано чуть ниже.

Далее идет текущая дата в летоисчислении «От основания Рима» (AVC). Таким образом, вам не придется иметь дело с обратным отсчетом времени до нашей эры.

Справа находятся две вертикальных красных линии — индикатор паузы. Если вы видите его, значит, игра остановлена (так будет всякий раз при начале или загрузке игры). По ходу игры на этом месте находится золотой треугольник с несколькими линиями. Чем больше линий, тем быстрее идет игровое время. Максимальная скорость, способная перегрузить даже превосходящий системные требования компьютер, обозначается четырьмя линиями.

Расположенные справа кнопки «+» и «-» позволяют увеличить или снизить скорость игры. Также это можно сделать с помощью этих же кнопок на клавиатуре. Вы можете менять скорость и во время паузы, но будьте осторожны, так как изменения не будут видны до возобновления игры. Учтите также, что при долгом нажатии кнопок на клавиатуре скорость значительно изменится, став максимальной или минимальной.

Последняя кнопка информационной панели, расположенная в правом углу, открывает доступ к планировщику, который будет подробно описан ниже.

Пауза

Игра начинается с включенной паузой. Это позволяет вам утвердить правительство, ознакомиться с ситуацией в мире и выполнить другие необходимые действия, не беспокоясь о происходящих событиях, изменениях среди персонажей и т.п. Часто удобнее всего останавливать игру с помощью кнопки Pause на клавиатуре, но существует также кнопка в виде значка воспроизведения/паузы в правой части информационной панели, слева от текущей даты. Запомните, что вы также можете настроить автоматическую паузу при наступлении определенного типа событий.

Планировщик

С помощью индивидуально настраиваемого планировщика вы можете получить быстрый доступ к важной для вас информации, например к войскам, строительным проектам, битвам и осадам. Включить и выключить его можно щелчком левой кнопки мыши, настроить — щелчком правой кнопки. Подробнее планировщик описывается в главе «События, предупреждения и планировщик».

Дополнительная панель меню

В нижней части экрана, под главной картой, находится красная панель с именем и флагом вашей страны слева и несколькими значками справа. Первый из них, с варварским знаменем — переговоры с варварами. Если одна из ваших провинций атакована варварской ордой, вы можете попытаться договориться с ними в открывшемся окне (подробнее об этом читайте в главе «Граница и варвары»). Если варварская угроза в данный момент отсутствует, кнопка будет неактивна.

Следующий значок с изображением свитка дублирует одну из кнопок информационной панели, и также открывает окно дипломатии с информацией о ваших международных отношениях. Если при нажатии этой кнопки вами выделена иностранная провинция, окно будет содержать список возможных дипломатических действий в отношении выбранной страны. Если выделена ваша собственная провинция, список будет содержать возможные действия правителя в отношении других персонажей.

Значок с изображением молота ведет к окну строительных проектов (подробнее о них — в главе о провинциях). С его помощью вы можете построить в выбранной провинции улучшение. Для этого требуется определенное количество золота, уровень технологии и изобретения.

Далее расположен значок создания армии в виде скрещенных мечей. Подробнее окно создания армии описано в главе о провинциях. С его помощью при наличии необходимых ресурсов и денег вы можете создавать новые когорты. В противном случае недоступные опции будут отмечены серым цветом.

Последний из круглых значков — кнопка строительства флота в виде якоря. Она активна лишь в том случае, если на карте выделена прибрежная провинция, имеющая доступ к древесине (через собственное производство или с помощью торговых путей).

Кнопки столицы и поиска

В центре нижней панели находятся две прямоугольные кнопки. Правая из них — поиск, левая — кнопка столицы, на которой изображен довольно современный домик. Ее эффект аналогичен кнопке Home на клавиатуре, она центрирует карту вокруг столичной провинции. Иногда, свернув игру и после не понимая, что происходит на экране, вы можете найти ее очень полезной.

Кнопка поиска с изображением увеличительного стекла ведет к окну поиска провинций. Введя первые буквы названия провинции, вы увидите все возможные варианты. Щелкнув по одному из них, вы сфокусируете карту на выбранной провинции. Если ни один из вариантов не подошел, просто нажмите «Выход».

Летопись

Значок с изображением свитка и стрелки графика откроет летопись, где вы найдете подробные графики и данные для анализа успехов вашей страны относительно соседей, а также более глубокие знания о внутриполитической ситуации. Каждая из страниц летописи подробно описывается ближе к концу данного руководства.

Главное меню

Щелкнув по прямоугольному значку с изображением меню и галочкой, вы увидите главное меню, которое позволяет сохранять и заканчивать игру, а также изменять ее настройки.

  • Сохранить игру — позволяет сохранить текущую игру, чтобы иметь возможность вернуться к ней позже.
  • Настройки — позволяет выбрать наиболее подходящие параметры игры, описанные выше.
  • Выйти в отставку — позволяет закончить текущую игру и вернуться в главное меню, где вы можете начать новую игру или загрузить сохраненную.
  • Настройки сообщений — позволяет установить отображение каждого типа сообщений по вашему усмотрению.
  • Покинуть игру — завершает игру «Древний Рим» и возвращает вас на Рабочий стол. Перед выходом не забудьте сохраниться!

Настройки сообщений

«Древний Рим» может сообщать вам практически обо всех событиях, происходящих в игре с помощью окон событий и значков предупреждений. Настройки сообщений позволяют выбрать тип отображения для каждого вида сообщений.

Если вы хотите получать информацию обо всех событиях во всех странах, большая часть вашего времени будет тратиться на закрытие окон сообщений. Отключив их показ вовсе, вы упустите множество важной информации. Здесь, как и во многом другом, необходимо найти баланс.

Чтобы приступить к настройке, нажмите кнопку «Настройки сообщений» в главном меню, после чего откроется длинный список типов сообщений. Необязательно сразу же настраивать каждый из них, вы можете лишь сделать изменения, необходимые на данный момент.

Существует несколько категорий событий, первая из них — в какой стране происходит событие, в вашей или любой другой. Невозможно перечислить все категории, они станут понятны вам с первого взгляда. Например, если вы хотите знать не только о том, что кто-то объявил вам войну, но и о том, что две другие державы вступили в конфликт — то вам нужно будет поменять отображение этого типа сообщений. Аналогично следует поступить, если вы хотите узнавать о том, что ваш сосед предоставил вашему противнику проход войск через свою страну. Каждый тип сообщений уже имеет настройки отображения, используемые по умолчанию. Вам нужно изменять их, лишь если вы не удовлетворены количеством получаемой информации, или же если вы хотите убедиться, что вы получите требуемую вами информацию.

У каждого типа сообщений есть пять способов отображения:

  • не информировать вовсе;
  • отображать событие только в журнале сообщений, где оно может затеряться в потоке другой информации;
  • отображать визуально на карте (этот вариант применим не для всех пунктов и не всегда практичен, ведь вам ненужно всегда смотреть на один и тот же участок карты);
  • показывать в окне сообщения;
  • показывать в окне сообщения, также останавливая игру. Этот пункт разумно выбрать для важнейших событий, например, для объявления войны.

Также рекомендуем дублировать все события в журнале сообщений, чтобы иметь возможность отследить произошедшее в прошлом. Вы можете изменять настройки сообщений даже во время игры. Щелчок левой кнопкой мыши по любому событию в окне или журнале сообщений откроет отдельную настройку данного типа сообщений.

Журнал сообщений

Большая стрелка слева от мини-карты Средиземноморья — кнопка переключения журнала сообщений. Нажав ее, вы будете видеть происходящие в мире день за днем события, в зависимости от настроек сообщений. Стрелка, направленная вверх, позволяет открыть этот журнал, направленная вниз — закрыть его. Журнал прокручивается автоматически, отображая последние события в мире в хронологическом порядке. Используя полосу прокрутки или колесико мыши, вы можете просмотреть недавние события и узнать подробнее о текущей игровой ситуации. Настроить типы сообщений, отображаемых в журнале, можно в настройках сообщений в главном меню. Щелкнув по событию левой кнопкой мыши, вы сфокусируете карту на провинции, в которой оно произошло.

Мини-карта

Мини-карта показывает, какая область мира отображается на главной карте в данный момент, а также изменение масштаба и угла обзора. Так как смотреть на карту сверху вниз не очень удобно, чаще всего область обзора на мини-карте будет иметь форму трапеции, а не прямоугольника. Щелкнув по любому месту мини-карты, вы увидите выбранный район также и на главной карте.

Панель режимов карты

Расположенная в правом нижнем углу экрана, справа от мини-карты, панель режимов карты позволяет переключаться между видами отображения главной карты.

Режимы карты

Используя кнопки на панели режимов карты, вы можете переключаться между видами отображения главной карты. Основная информация, такая как границы и реки, содержится в каждом из режимов. Однако более детальные сведения о типе местности, например, горы и пустыни, содержатся лишь в режиме физической карты.

Физическая карта

Главное назначение физической карты (значок в виде гор) — показывать препятствия для движения войск по местности. Этот вид карты также самый красивый, на нем вы видите леса, равнины, пустыни, горы и реки. Ландшафт местности очень важен, поскольку некоторые местности (реки, горы и пр.) создают определенные модификаторы для сражений, преимущественно для обороняющейся стороны. Более подробное описание вы найдете в главе руководства, посвященной сражениям.

Политическая карта

На политической карте (значок со знаменем) каждое государство отмечено особым цветом, благодаря чему их легко различать. В других режимах видны лишь красные государственные границы. Во время войны оккупированные провинции штрихуются цветами владеющей и контролирующей стран.

Религиозная карта

Нажав кнопку с изображением храма, вы увидите религию каждой провинции, отмеченную определенным цветом. Провинции, вера которых отличается от государственной, заштрихованы цветами обеих религий. Перед колонизацией провинции следует обратить внимание на ее религию. Чтобы получать от провинции максимальный доход и не иметь проблем с восстаниями, ее религия должна совпадать с государственной.

Торговая карта

На торговой карте (значок с весами) отображаются товары, производимые в провинции. Также цветом обозначается доступность торговых путей. Иностранные провинции со свободным торговым путем, с которыми вы можете торговать, окрашены в голубой цвет. Ваши провинции со свободным путями окрашены в светло-зеленый. Когда все возможные торговые пути установлены, провинция становится темно-зеленой. Нецивилизованные провинции окрашены в серый цвет. Этот режим карты пригодится вам для поиска необходимого товара, который можно будет купить или завоевать.

Дипломатическая карта

Дипломатическая карта (значок со свитком) показывает текущие войны, союзы и другие типы международных отношений. Щелкнув по одной из стран, вы увидите всех ее текущих врагов, отмеченных красным, и союзников, отмеченных зелено-синим. Если страна имеет территориальные претензии или повод для войны с другой державой, она будет помечена зеленой решеткой или чередующимися зелеными и серыми полосками соответственно. Темно-зеленым будут отмечены вассалы выделенной страны, платящие ей дань.

::  версия для печати ::




The entire contents of this web site are © 1995-2011 by ЗАО «Сноуболл». Portions are © by Paradox Interactive, used under license. All rights reserved.
01.08.2008 13:54 | 3.11.12