![]() |
ОбзорБольшая часть истории древнего мира (во всяком случае, той истории, которая нам известна) была заполнена армиями и флотами, сражающимися друг с другом вокруг и около Средиземного моря. Военное дело не является несущественной частью игры «Древний Рим», так что будьте внимательны! Эта часть руководства описывает военные подразделения, будь то армии или флоты. Вследствие различий между наземными войсками и сухопутными флотом, они будут подробно описаны в посвященных им отдельных частях руководства. Структура вооруженных силОсновным военным подразделением в «Древнем Риме» является когорта (для сухопутных войск) и отдельный корабль (в случае военно-морского флота). Несколько когорт, собранных вместе, образуют легион (более известный под общим именем «Армия»). Несколько кораблей образуют эскадру или флот. Формирование новых подразделенийВ окне провинции вы можете выбрать формирование новых когорт или строительство кораблей, хотя последнее можно делать только в приморских областях, имеющих доступ к древесине. Вы можете формировать когорты из широкого диапазона подразделений, который зависит от товаров, доступных в выбранной провинции (либо производящихся в ней, либо привезенных по торговым путям) и от уровней вашего военного дела. Вы можете выбрать в каждой провинции формирование новых когорт или строительство кораблей. Если вы хотите сформировать сразу более одного подразделения, вы должны заплатить за них вперед, и эти дополнительные подразделения будут поставлены в очередь, и их формирование будет идти последовательно. Вы также должны иметь нужное количество рекрутов для формирования подразделений: по 1000 человек за каждую когорту или корабль. ![]() Некоторые события позволяют отдельным персонажам формировать военные подразделения. Если такое событие происходит, то появляющиеся подразделения будут лояльны лично тому персонажу, который их нанял, и появятся они в той провинции, в которой находится персонаж. С прогрессом в строительных технологиях время на формирование подразделений может сокращаться, что будет означать, что вы сможете быстрее расширять свою армию и флот. Некоторые товары также сокращают время формирования в провинции, которая производит этот товар или получает его по торговому пути. Выделение нескольких армиейЕсли вы нажмете левую кнопку мыши и, удерживая ее, начнете перемещать курсов, вы увидите белую рамку выделения вокруг нескольких подразделений. Это позволит вам объединить подразделения, если они находятся в одном порту, морской зоне или провинции — подробнее читайте ниже — или же позволит посмотреть, где находятся ваши подразделения и куда они двигаются. Объединение и разделение подразделенийЕсли вы выделите подразделение, состоящие из более чем одного корабля или когорты, в верхнем правом углу окна будет кнопка в виде двух стрелок, направленных в разные стороны. Нажатие на эту кнопку позволит вам разделить ваше подразделение, переместив часть составляющих его когорт или кораблей в новое подразделение. ![]() Появится окно разделения подразделения. С одной стороны будет находиться выделенная вами армия, с ее названием и списком когорт (где будут указаны их названия, тип и численность каждой когорты). С другой стороны окна будет находиться пустая армия (не состоящая ни из одной когорты) с новым названием — запомните, что вы всегда можете поменять названия подразделений нажатием на их имя в окне. Чтобы переместить когорту в новую армию, нажмите на стрелку слева от когорты. Вы можете переместить назад любое подразделение, нажав на кнопку слева от когорты в правом списке. Выполнив работу, нажмите на кнопку «Закрыть», после чего новая армия поступит в ваше распоряжение. Аналогично, если вы выделите рамкой несколько подразделений в одной провинции, появится окно, в котором будет указаны все подразделения в этой области — однако, вам нужно очень тщательно выделять так подразделения, дабы избежать выделения одновременно и армий, и флотов. Кнопка «Объединить» (в виде двух направленных друг к другу стрелок, разделенных линией) позволяет вам объединить две и более выделенных армии или флота, находящихся в одной провинции или морской зоне, в одно подразделение. Командовать новым подразделением станет один единственный генерал или адмирал, а остальные командиры, если они есть, будут перемещены в пул персонажей. ![]() Если выделены только две армии или два флота, то вы можете перераспределить между ними когорты и корабли с помощью интерфейса, описанного выше, для чего надо будет нажать на кнопку «Перераспределить». Вы также можете сначала объединить эти подразделения, а затем разделить их на два. Также в окне подразделений имеется кнопка «Слияние подразделений», находящаяся в правом нижнем углу. С ее помощью вы можете объединить все когорты неполной численности (с числом солдат меньше 1000 человек) в полноценные когорты, сделав тем самым их сильнее. Помните, что если вы сделаете это, то потеряете возможность пополнить рекрутами ликвидированные когорты до штатной численности. Другими словами, когда вы делаете слияние подразделений, вы теряете, и теряете навсегда, лишние когорты, поскольку находившиеся ранее в них солдаты переходят в новые подразделения. Подразделения нельзя объединять или перераспределять во время сражения или во время отступления после проигранной битвы. Назначение командировВ окне подразделения есть полоса под названием подразделения, на которой отображается имя командующего им персонажа. Если имени нет, то считается, что подразделение находится под командованием младших офицеров. Вы можете нажать на полосу, чтобы назначить нового командира или же чтобы сменить его. Командующие влияют на эффективность подразделения в битве, равно как и обеспечивают дополнительные бонусы, если персонаж обладает особыми отличительными чертами. Умелый командир может воодушевить армию на получение боевого события, которое может серьезно изменить ход сражения. Бывают ситуации, когда вы не можете назначить нового командира. Во время отступления и во время боя, командир блокируется на своем месте, и потому его нельзя заменить. Также нельзя назначить нового командира, если подразделение находится в контролируемой врагом провинции, хотя это сделать можно, если вражеская провинция контролируется вами. Назначение адмиралов на пост командующего флотом, естественно, возможно, только если флот находится в порту. Персонажи, назначенные на пост командующего армией или флотом, могут добиваться личной преданности к себе со стороны когорт или кораблей, находящихся под его командованием. Это происходит во время сражения (битвы, штурмов или осад), особенно если персонаж обладает высоким личным обаянием. Это означает, что, если начнется гражданская война и данный персонаж перейдет на сторону, борющуюся с правительством, лояльные ему когорты присоединяться к повстанческой фракции. Лояльность подразделений показывается во всплывающей подсказке, где сообщается, кому именно преданно это подразделение. Графически лояльность подразделений отображается в окне подразделения в виде трех золотых звеньев цепи. Если подразделение было сформировано лично персонажем, оно также будет лояльно ему. Боевой духБоевой дух — это то, что удерживает солдат на поле боя. Это их мотивация и готовность сражаться с противников. Если их боевой дух подорван недостатком снабжения или же результатами битвы, они могут решить покинуть поле боя и отступить в безопасную провинцию. Перемещение подразделенийЧтобы переместить подразделение (армию или флот), просто щелкните левой кнопкой мыши на нем. Вокруг подразделения появится вращающийся диск, который показывает вам, какое именно подразделение вы выбрали. Затем нажмите правой кнопкой мыши на провинции или морской зоне, куда вы хотите переместить подразделение. Если вы удержите на некоторое время курсор мыши над провинцией, то в его нижней части появится анимация, которая покажет, когда выбранное вами подразделение сможет переместиться в указанную провинцию или морскую зону. Зеленая пульсирующая стрелка появится, если выбранное вами подразделение может перейти в дружественную провинцию (контролируемую вами или вашим союзником). Красная пульсирующая стрелка покажет, что подразделение будет двигаться во враждебную вам провинцию. Красный мелькающий значок «x» будет означать, что выбранное подразделение не может вообще перейти в выбранную провинцию. ![]() Если вы нажмете на провинцию, в которую подразделение не может переместиться, вы увидите яркую вспыхивающую, а затем гаснущую звезду, и никакой стрелки, показывающей, что подразделение может сюда перейти, не появится. Сухопутные войска не могут двигаться в морскую зону, только если ее не занимает флот, кораблей в котором достаточно для перевозки всех солдат армии. Флот может переместиться в выбранную вами сухопутную провинцию, если она находится у побережья, и имеет порт. Подразделения, находящиеся на вражеской территории в провинциях под контролем противника, автоматически начинают осаду столичного города области. Если подразделение начинает движение из провинции, то осада автоматически снимается. Если вы решите вернуться к осаде до достижения новой провинции, просто нажмите на провинции, которую вы еще не покинули, и осада начнется вновь. Если армия будет вынуждена вступить в бой во время перемещения в соседнюю провинцию, это движение прекратится, но вновь возобновится после победы в битве, причем на том же месте и на том же расстоянии, что были достигнуты до начала битвы. Если вы задержите на время курсор маши над подразделением, то всплывающая подсказка покажет вам информацию о том, куда перемещается подразделение и когда, как ожидается, оно достигнет пункта назначения. Информация об отдельных армиях будет показана отдельно. Если вы желаете, то можете так установить настройки сообщений, что вас будут информировать, когда одно из ваших подразделений достигнет своего назначения. Если вы выделите несколько подразделений, то сможете отдать им всем одновременно приказ на передвижение, даже если они не находятся все в одной провинции. Правда, все выбранные подразделения могут переместиться только в одну и ту же провинцию, если вас это не устраивает, вам придется отдать каждому подразделению отдельные приказы. Учтите, что выбранные подразделения будут перемещаться со своей максимальной скоростью, и нет никакой гарантии, что они все придут в пункт назначения одновременно. Выбор пути перемещенияЕсли вы не хотите, чтобы войска и эскадры двигались по пути, выбранному компьютером самостоятельно («самым коротким путем»), вы можете сами указать путь. Для этого вам нужно указать «шаги» — как минимум, два отрезка своего пути. Первый отрезок укажите обычным способом — выбрав провинцию или морскую зону, которая довольна близка к вашей конечной точке. Возможно, вы захотите поэкспериментировать с поиском верного пути. Затем, раз уж выбранная вами провинция находится уже достаточно близко к пункту назначения, укажите следующий «шаг» пути выбором итоговой провинции с помощью правой кнопки мыши, одновременно удерживая нажатой на клавиатуре клавишу SHIFT. ![]() Вы можете устанавливать столько шагов пути, сколько хотите, даже патрулируя две провинция, туда и обратно. Флот, в этом случае, будет исполнять такой приказ пока не получит другой приказ, или пока не утонет из-за потерь от недостатка снабжения. Скорость перемещенияКаждый корабль или когорта обладают базовой скоростью передвижения. Любой флот или армия, состоящие из множества кораблей или когорт, будут двигаться со скоростью самого медленного подразделения. Построенные в провинции дороги серьезно повышают скорость передвижения армии, движущейся через эту провинцию. ПроливыНекоторые прибрежные провинции расположены настолько близко к другим прибрежным провинциям, так что армии могут пересечь море между ними, как будто эти провинции соединены по суше. Правда, это требует дополнительного времени, так как море все-таки надо пересечь (представьте, что они делают это на небольших судах). Пересечение проливов невозможно, если вражеский флот находится в той морской зоне, что разделяет прибрежные провинции. Тем не менее, если флот находится в битве, он не может блокировать пролив. Другими словами, сухопутные войска могут двигаться через пролив, пока в нем идет битва; в противном случае, они будут блокированы. Обслуживание (конец месяц)В конце каждого месяца компьютер выполняет множество работ по «обслуживанию» игры, вроде применения потерь из-за снабжения или пополнения рекрутами. Также в конце каждого месяца компьютером может делаться автоматическое сохранение игры. Каждая из этих особенностей может временно останавливать игру, поскольку требуется время на обработку этих данных. ОпытКогда подразделение участвует в битве, оно получает опыт. Чем более напряженной будет битва, и чем более успешной для вас, тем больше ваши подразделения получат опыта. Однажды собранный, этот опыт дает подразделениям бонусные преимущества в битве. Опыт отслеживается по отдельности для каждой когорты или корабля. Когорты, понесшие большие потери в сражении, могут потерять часть своего опыта вследствие потери обладавших эти опытом солдат. Опыт подразделений показывается во всплывающей подсказке, когда вы задерживаете курсор мыши над определенной когортой в окне информации об армии. Элементы случайностиЧтобы принять решение об исходе битвы в «Древнем Риме», компьютер использует кубик с 10 гранями для определения случайного модификатора для одного раунда боя. Кубик используется и для морских сражений, и для наземных битв. Каждый раунд длится 5 дней, после чего кубик бросается вновь, и модификатор боя изменяется на новое значение. Как именно это влияет на бой, будет описано в следующих частях руководства. ::
|
![]() |